Разъяснение по Посланию Президента
25 марта в колледже выступил юрист КГУ “Молодежный ресурсный центр Житикаринского района” Отдела внутренней политики акимата Житикаринского района. Слушателями являлись обучающиеся группы нГЭ-20.
16 марта 2022 года с Посланием выступил Президент нашей страны в котором обозначил круг первостепенных задач в социально-экономической сфере, обеспечении национальной и общественной безопасности.
ПЕРВОЕ. О полномочиях Президента
Глава государства должен выступать незыблемым гарантом равенства возможностей для всех граждан. Поэтому для ближайших родственников Президента будет введен законодательный запрет на занятие должностей политических государственных служащих и руководителей в квазигосударственном секторе. Кроме того, считаю необходимым запретить акимам и их заместителям занимать должности в филиалах партий.
ВТОРОЕ. Переформатирование представительной ветви власти
Последовательно сокращая полномочия Президента, нам предстоит значительно укрепить роль Парламента и тем самым повысить институциональную устойчивость государства.
В настоящее время верхняя палата состоит из 49 депутатов (по два избираемых сенатора от каждого региона) и 15 сенаторов, назначаемых Президентом. Сегодня нам нужно двигаться вперед. Поэтому Президентом принято решение о сокращении президентской квоты в Сенате с 15 до 10 депутатов. При этом будет целесообразным ввести норму, предполагающую право Сената не только одобрять, но и не одобрять законы, уже принятые Мажилисом. Следовательно, именно Мажилис наделяется правом принимать законы.
Для повышения доверия граждан к представительной власти особое внимание необходимо уделить маслихатам. Нужно внести соответствующие поправки в законодательство, регламентирующие право Президента вносить на альтернативной основе не менее двух кандидатур на должности акимов областей и городов республиканского значения.
ТРЕТЬЕ. Совершенствование избирательной системы
Ключевая цель политической модернизации страны – повышение роли граждан в управлении государством, в том числе через электоральные процессы. Депутатский корпус Мажилиса будет формироваться по следующей схеме – 70% на пропорциональной основе и 30% – на мажоритарной. Кроме того, смешанная модель будет внедрена на выборах маслихатов областей и городов республиканского значения.
ЧЕТВЕРТОЕ. Расширение возможностей для развития партийной системы
Курс на построение Нового Казахстана исходит из необходимости обеспечения честной и свободной политической конкуренции. Для этого мы должны создать максимально благоприятную среду для институционального и организационного развития партий. Процедуры регистрации партий будут значительно упрощены. Регистрационный порог следует снизить в четыре раза – с 20 до 5 тысяч человек.
Минимальная численность региональных представительств уменьшится в три раза – с 600 до 200 человек.
ПЯТОЕ. Модернизация выборного процесса
В организации и проведении выборов большую роль также играют территориальные избирательные комиссии. С введением в прошлом году прямой выборности сельских акимов электоральный процесс по всей стране стал, по сути, перманентным. В целях исключения вероятности двойного голосования, а также голосования на любом участке необходимо рассмотреть целесообразность формирования единой электронной базы избирателей.
ШЕСТОЕ. Усиление правозащитных институтов
Конституция имеет высшую юридическую силу и является основой всей правовой системы страны. Но нередки случаи, когда сложно дать однозначный ответ, соответствуют ли ее положениям определенные законодательные акты или решения.
В Казахстане толкование различных правовых норм дает Конституционный совет. Однако граждане лишены возможности напрямую обращаться к нему за разъяснениями.
В то же время в большинстве стран мира действует такой институт, как Конституционный суд, куда каждый может направлять соответствующие запросы. Учитывая эти обстоятельства, предлагаю учредить Конституционный суд. Следует также наделить Генерального прокурора и Уполномоченного по правам человека правом обращаться в Конституционный суд.
СЕДЬМОЕ. Повышение конкурентоспособности СМИ и укрепление роли институтов гражданского общества.
Государство особое внимание уделит созданию открытого информационного пространства, востребованных и сильных медиа. Поэтому необходимо пересмотреть закон о СМИ с учетом интересов государства, запросов общества и тенденций развития медиасферы.
Необходимо более широкое и глубокое вовлечение общественных организаций и активистов в подготовку и реализацию реформ. Для этого, прежде всего, нужно обеспечить открытые обсуждения всех национальных проектов и стратегических документов.
Таким образом у нас появится орган, в котором будет представлен широкий спектр самых различных мнений и взглядов. Для обсуждения важных вопросов и проблем члены Курултая будут собираться на регулярной основе.
ВОСЬМОЕ. Совершенствование административно-территориального устройства страны
В первую очередь, предлагаю образовать Абайскую область, центром которой станет город Семей. На территории прежней Жезказганской области следует образовать Улытаускую область. Город Жезказган вновь станет областным центром.
Создание отдельной области в этом регионе имеет не только экономическое, но и духовно-культурное значение. Улытауский регион, находящийся в самом центре необъятных просторов Казахстана, занимает особое место в нашей истории. Здесь проходили великие собрания, на которых принимались судьбоносные для народа решения. Предложенные названия новых областей – Абайская, Улытауская, Жетысуская – имеют особый смысл. Вышеуказанные предложения – это еще и возможность принять меры по оптимизации государственных служащих в аппаратах акимов областей и городов республиканского значения с точки зрения их сокращения в зависимости от численности населения регионов.
Во всяком случае, у акимов не должно быть больше трех заместителей, в исключительных случаях – четыре.
Этот вопрос должна взять на контроль Администрация Президента.
ДЕВЯТОЕ. Децентрализация местного самоуправления
Успешная политическая модернизация и развитие гражданского общества невозможны без дальнейшего углубления процесса децентрализации власти. Мы продолжим передавать реальные полномочия из центра в регионы. Прежде всего, необходимо эффективно разграничить функции государства и институтов местного самоуправления. Поручаю Правительству совместно с Администрацией Президента детально проработать механизмы реализации указанных поручений и учесть их при разработке закона «О местном самоуправлении».
ДЕСЯТОЕ. О первоочередных антикризисных мерах
Казахстан столкнулся с беспрецедентными в нашей современной истории финансово-экономическими трудностями, связанными с резким обострением геополитической ситуации. Жесткое санкционное противостояние уже сегодня приводит к серьезным издержкам не только для отдельных стран, но и для всей глобальной экономики. Правительство обязано в срочном порядке реализовать комплексный пакет первоочередных антикризисных мер. Прежде всего, нужно обеспечить устойчивость национальной валюты. В финансовой сфере требуется снизить повышенный спекулятивный спрос, возникший, в том числе, из-за активности покупателей извне. Подписан специальный Указ, который вводит ограничения на вывоз валюты за рубеж. Правительству и акиматам требуется взять эту работу под особый контроль. И обеспечить аграриев необходимым объемом горюче-смазочных материалов по приемлемым ценам. Кроме того, следует срочно приступить к разработке нового пакета структурных реформ в экономике и государственном управлении с учетом стратегии политической модернизации. Фундамент Нового Казахстана должен базироваться на гармоничном сочетании политических и экономических реформ. Это обеспечит поступательный прогресс нашей страны и повышение уровня жизни граждан.