Роль семьи в профилактике формирования наркозависимости
- Чем отличается ребенок с высоким риском вовлечением в наркотическую зависимость, от другого у которого эти риски или очень низкие или их вообще не существуют.
- Каким образом распознать высокий риск вовлечения в наркотическую зависимость у ребенка.
Речь идет о том, что мы должны для себя уяснить какие характеристики личности, эмоции, поведения детей, способствуют формированию у них эффективной защиты против вовлечения в наркотическую зависимость, а какие наоборот способствуют облегченному вхождению в орбиту наркотической зависимости.
Далее мы должны себе ясно и четко представлять, какие правила и система отношений в семье способствуют вовлечению детей наркотическую зависимость, а какие наоборот препятствуют этому.
Диагностика риска
Для детей с высоким риском вовлечения в наркотическую зависимость характерны такие свойства личности как:
- Заниженная самооценка
- Неуверенности в себе
- Стремление выбора легкого пути в жизни
- Стремление к обретению незаслуженного результата
- Во всех своих бедах или проступках они склонны винить окружающих.
- Для них характерна низкая заинтересованность в том, что окружающие люди считают нормальным и приемлемым.
- В своём поведении они руководствуются своими внутренними импульсами.
Для детей с низким или не существующими риском вовлечения в наркотическую зависимость характерны противоположные свойства личности:
1. Достаточно высокий уровень самооценки
2. Достаточная уверенность в себе
3. Они стремятся к обретению заслуженного результата и зарабатывают его.
4. Признают свои недостатки и стремятся к их исправлению. И отделяют отдельные недостатки или в поведении или в выполнении каких-то заданий от своей личности.
5. Для них интересны нормы и правила окружающих людей которым они стараются следовать.
Эмоциональная сфера
- Дети с повышенным риском, неспособны контролировать свои эмоции, они импульсивны и чаще всего они тревожны или подавлены, для них характерны частые колебания настроения, беспокойства, суетливость.
- Дети для которых такие риски незначительны или вовсе не существуют, чаще всего достаточно веселы, жизнерадостны, их эмоциональные реакции устойчивы или адекватны они не расстраиваются по пустякам, и если даже расстраиваются, то сравнительно быстра успокаиваются.
Мышление
Дети группы риска чаще делают прежде чем думают, они неспособны правильно уловить и выстроить информацию о путях достижения цели, например (что нужно сделать чтобы стать шофером? – «крутить баранку»).
Они неспособны выстраивать временную перспективу, то есть, вообще процесс образования кратковременной или среднесрочной целей в жизни у них затруднен. У них нет целей в жизни и отсюда существует низкая вероятность того, что они правильно смогут оценить опасность, которая угрожает этим целям. Они не понимают, что для них хорошо, а что плохо.
И наоборот дети с отсутствием риска вовлечения в наркотическую зависимость, чаще думают прежде чем делают, они правильно могут ответить на вопрос (что нужно сделать чтобы стать шофером? – «Нужно научится водить машины, нужно разбирается в моторах и механизмах, соблюдать правила дорожного движения»). И это очень важно, они могут правильно выстроить временную перспективу, могут поставить цели краткосрочные, среднесрочные в своей жизни, у них есть эта цель, и что очень важно, они могут оценить опасность которая угрожает этим целям и принять верное решение.
Поведение
Дети группы риска плохо организованны, несамостоятельны, зависимы, их легко сбить с пути, они без ответственны. Это означает что в окружении с агрессивными людьми или с агитацией на счет употребления ПАВ у них не находится ответа его проста нет.
И наоборот дети с отсутствием риска контролируют свое поведение, они само организованы, самодостаточны, ответственны, они всегда найдут конструктивный ответ на любое агрессивное предложение или агитацию в пользу употребления ПАВ.
Общая информированность
Дети групп с повышенным риском плохо информированы, или вообще незанят, что такое наркотики и ПАВ, это касается раннего детства, родитель им об этом не говорят и все,что они потом узнают об этом это сведения с улицы, и многие считают что, наркотические В-ВА это лекарства. И в этом большая опасность, стимулируют неправильное опасное поведение.
Наоборот так называемые благополучные дети хорошо знают с самого начала с самого раннего возраста, от своих родителей самых близких и заинтересованных в них людях, наркотики это вредно, плохо, угрожает жизни, это болезни, и это крест на всем их жизненных планах, на всех стремленых, желаниях.
Решение
Это то, что в итоге определяет поведения ребенка.
В случае детей с повышенным риском вовлечение в наркотическую, алкогольную и любую другую химические зависимость, у них нет никакого решения в отношение приема или возможного приема этой группы веществ наркотики алкоголь, летучие растворители, спайсы, сньюсы. У них нет системы противодействия всем тем агитационным предложениям которые сейчас к сожалению в изобилии встречаются в детской среде.
И наоборот у благополучных детей есть определенные решения категорическое непринятие алкоголя, наркотиков, любого ПАВ. У них есть четко выстроенная дифференцированная система противодействий, они точно знают, что нужно делать для того, чтобы или отказаться или уйти от агрессивной агитации, от компании, от пробы ПАВ. Для них это все лишено привлекательности то есть у них есть защита есть иммунитет.
Рекомендации
Причин много, которые могут привести к формированию зависимости:
- Генетические
- Биологические
- Социальные: Еще один фактором или обстоятельством, приводящий детей к первой пробе ПАВ, является отсутствие в их жизни какого либо устойчивого интереса (хобби), занятия которое поглощает их энергию, организует их время их день,
- организовать время препровождения детей,
- создавать условия для развития интереса у детей.
- Найти социальную группу по интересам ребенка именно так как хочет ребенок, а не родитель.
Сфера семейных отношений
В семьях детей групп с повышенным риском характерны такие правила семейных отношений:
- которые жёстко структурированы,
- основанные на системе наказаний,
- Не допускают теплых доверительных отношений между детьми и родителями,
- где существует строгий запрет на так называемые скользкие темы,
- родители запрещают детям делать то, что делают сами (двойные стандарты).
Чтобы выжить в такой системе: это лгать, изворачиваться быть не откровенным и искать сочувствия на стороне.
В семьях благополучных детей:
- Доверительные теплые эмоциональные отношения
- Отсутствие запретов на любые темы наоборот, чем более непонятна тема для ребенка тем больше оснований обсудить ее с родителями.
- Однозначное поведение родителей они полностью соответствуют тем идеалам которые доводят до ребенка, он видит и воспринимает только один сигнал и он верит родителям и поэтому любые сложные, трудные, деликатные, интимные ситуации ребенок стремится обсуждать с родителями.
- Родители реакция на интерес к наркотикам у детей принципы: Прозрачность, честность, ответственность, однозначность.
- Родители должны быть сами осведомлены о наркотиках, Родители недооценивают так называемые легкие наркотики табак.
- Поговорить как взрослый со взрослым, надо узнать чем обоснован этот интерес.
Выводы: ребенка чаще всего приводить к употреблению ПАВ неправильные правила воспитания отношения в семье: которые не дают ему шанс сформировать эффективную защиту от этой агрессии от агитации приема наркотиков,
- безнадзорность,
- примеры употребления ПАВ особенно родителями,
- легкая доступность ПАВ,
- родители должны знать, что делается в ближайшем окружении ребенка, с кем проводит время ребенок, есть шанс вовремя предупредить его неправильные реакции, есть шанс правильно адекватно проинформировать его о том, что же нужно предпринять, чтобы неперечёркнут все свои цели все свои планы на дальнейшую жизнь.
- Внимательно проанализируйте какая система отношений и правил существует в вашей семье и если это те правила, которые не способствуют а препятствуют формированию эффективной антинаркотической, антиалкогольной защиты у ребенка, нужно их немедленно менять.
- Самоорганизация, самоконтроль, умение ставить цели в жизни и достигать их, распознавать опасность менять поведение на более охраняющее.
- Научить планировать свой день,
- Научить получать результат которым он бы мог гордится.
Как избежать аутодеструктивного поведения у подростка?
Самыми актуальными формами (аутодеструктивного) саморазрушающего поведения в подростковой среде являются: 1)Пищевая зависимость (булимия и анорексия) – нарушения пищевого поведения, возникающее из-за особенностей характера человека, его отношения к тому, как его воспринимают окружающие. 2)Аддитивное поведение – злоупотребление психоактивными веществами – алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение). 3) Фанатическое поведение (вовлеченность в деструктивно-религиозный культ, сверхсильная увлеченность каким-либо видом спорта или музыкальным направлением). 4) Деятельность с выраженным риском для жизни – это экстремальные виды спорта, превышение скорости при езде на автомобиле и т.п. Такое поведение часто социально одобряемо, окружающие восхищаются «смелостью» и «мужеством» таких людей, хотя эти «увлечения» несут явную угрозу жизни и здоровью.
Можно выделить следующие основные профилактические задачи для родителей:
- Создать условия для воспитания полноценного психически здорового ребенка. Любить и понимать своего ребенка.
Иногда высокие ожидания родителей не совпадают со слабыми способностями и возможностями ребенка. У него появляется чувство вины, что он плохой, не оправдывает надежды родителей, позорит их. Любая критика и самый невинный вид наказания могут оказаться невыносимым. Любить ребёнка значит ограничивать его, когда это нужно, а когда нужно — возлагать на него ответственность за других, хвалить, если он достоин похвалы, налагать разумный запрет на того, кому запреты необходимы. Подросткам, которых не любят, которые сами не испытывают симпатии к своим одноклассникам и учителям, которые чувствуют себя чужими дома, в школе, во дворе, справляться с неприятностями гораздо сложнее. Из-за того, что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчемность, одиночество, отверженность. Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы.
- Воспитывать у подростков позитивный взгляд на все аспекты жизни (положительные эмоции, оптимизм). Ребятам нужно объяснить, что когда настроение хорошее, человек терпимее относится к тому, что, быть может, ему не совсем по душе. Положительный заряд энергии помогает хорошо учиться, в полную силу работать, находить контакт со сверстниками и взрослыми.
- Сформировать у подростка четкие установки. Приучить с малых лет, что неудач не стоит бояться, они неотъемлемая часть пути к главной победе. «Упал – встань и продолжай идти!» Самое ценное – это человеческая жизнь. Из любой трудной жизненной ситуации есть выход.
- Уделять особое внимание духовно-нравственному воспитанию учащихся, занятости подростков во внеурочное время.
- Обучить искусству укрепления здоровья как физического, так и психического. Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути своим примером.
- Необходимо серьезно отнестись к тому, что интересует подростка в интернет- пространстве. Записи в блогах, разговоры, книги, которые он читает, фильмы, которые смотрит. При правильном отношении все это можно вовремя заметить и предотвратить нарушения в психо-эмоциональном состоянии. Просто часто близкие не придают этому значения. И ведь такое внимание действительно может предотвратить беду.
Но самое главное, что могут и должны сделать родители, это донести до своего ребенка как можно раньше, и, возможно не раз еще повторить: «Что бы ни случилось в жизни, ты всегда можешь прийти ко мне, и я не буду тебя осуждать. Нет ничего такого, чего я не смог бы тебе простить. Я никогда тебя не брошу». Ребенок должен слышать эти слова. Он должен знать, что его любят всяким, и что бы он ни сделал – родители его поддержат и поймут.