Проект: Учет индивидуальных способностей – основы дифференцированного обучения
Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях. Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальность.
Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на обучающегося преломляется через его индивидуальные особенности, через “внутренние условия”, без учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс.
Для организации индивидуализации учебной работы как у нас так и за рубежом на практике использовались многие варианты.
Один из вариантов – дифференциация обучения, т.е. группировка обучающихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько различным учебным программам.
Так создаются относительно гомогенные группы.
Понятие “Дифференцированное обучение” в переводе с латинского “different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференцированное обучение создает условия для максимального развития обучающихся с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди всё-таки рождаются разными.
Так как любой коллектив комплектуется из обучающихся разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.
Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными студентами, так и с группами. Ее характерными чертами являются:
Внутренняя дифференциация предполагает условное деление группы:
- по уровню умственного развития (уровню достижений);
- по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и т.д.).
Дифференцированное обучение требует от педагогов изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) обучающихся, диагностики их уровня знаний и умений по определенному предмету, что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта.
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса:
По результатам диагностирования группа делится по уровням:
1-ая группа, обучающиеся с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать.
Они обладают устойчивым вниманием, в ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.
2-ая группа – учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью педагога по опорным схемам).
Не могут самостоятельно выделять признаки предмета, их представления бедны и отрывочны. Чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения. Для этих обучающихся трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок.
3-я группа – обучающиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке).
Обучающиеся попадают в разряд “слабых”. Они медлительны, апатичны, не успевают за другими. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от группы, хотя на самом деле могут учиться успешно.
Выделение трех групп обучающихся в группе в значительной мере помогает педагогам в подборе разноуровневых заданий для них. Каждое задание предполагает определенные цели и требования.
Задания в группах выполняются самостоятельно
Методы и приемы дифференциации
1. Наиболее широкие возможности для индивидуализации обучения, для внутренней дифференциации, представляет дифференцированная самостоятельная работа, которая проходит в одиночестве и индивидуальном темпе. Индивидуализация здесь осуществляется главным образом таким способом, что обучающимся даются не одинаковые задания, а задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся, а также путём группировки обучающихся внутри группы по различным признакам.
2. Одной из распространенных форм дифференциации является выполнение заданий различного уровня сложности.
При этом усложнение может происходить за счет привлечения пройденного материала, когда обучающимся необходимо установить близкие или дальние связи между различными фрагментами содержания.
Усложнение заданий может происходить и за счет усложнения видов работы, усиления уровня творческой деятельности необходимой при выполнении задания.
Например:
– на самом простом уровне обучающимся предлагается прочитать параграф в учебнике, пересказать его, выделив основные мысли;
– на более сложном уровне – прочитать параграф, составить план и вопросы к нему;
– на самом сложном уровне – прочитать параграф, дать аннотацию и рецензию на него.
Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно каждый человек, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности.