Круглый стол: «Познавательно – исследовательская деятельность, как средство формирования ЗУН»
Вопросы круглого стола:
- Познавательно – исследовательская деятельность, как результат достижения результатов обучения
- Разнообразные виды деятельности: педагог и обучающийся
- Любознательность, как фактор познавательно – исследовательской деятельности
- Результаты применения исследовательской деятельности на уроках
- Формирование ключевых компетенций при ПИД
Познавательный интерес является наивысшей формой проявления потребности в познании. Целевые ориентиры на этапе завершения образования, предполагают: «обучающийся проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения; склонен наблюдать, экспериментировать».
Достижение данных результатов невозможно без формирования познавательного интереса, который становится важным стимулом детской деятельности, воспитания целеустремленности, настойчивости в достижении цели, стремления к завершению деятельности. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успех, гордость в случае решения задачи – все это создает у обучающегося уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску.
Развитие обучающегося во многом зависит от разнообразных видов деятельности, которые осваиваются им в партнерстве с педагогами. Наряду с игровой деятельностью это развитие происходит и в процессе познавательно-исследовательской.
Именно в познавательно-исследовательской деятельности обучающиеся получают возможность впрямую удовлетворить присущую им любознательность (почему; зачем, как устроен мир?), практикуются в установлении причинно-следственных, родовидовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет им не только расширять, но и удовлетворять свои представления о мире.
Данный вид деятельности является эффективным средством обучения , так как активизирует познавательные процессы, обогащает практический опыт, учит учиться на собственных ошибках.
Познавательно-исследовательская деятельность или исследовательское поведение в чистом виде проявляется в виде экспериментирования с предметами, вербального исследования, вопросов, задаваемых педагогу.
Исследования Н.Н. Поддъякова подчеркивают важность формирования навыков экспериментирования, которое он считает ведущей деятельностью. Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида исследовательской деятельности.
Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности исходит от самого обучающегося. Он выступает как ее полноценный субъект, который самостоятельно строит свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребенок в деятельности удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
Второй вид исследовательской деятельности организуется педагогом, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает обучающегося определенному алгоритму действий.
Таким образом, обучающийся получает те результаты, которые были заранее определены педагогом.
В обоих случаях обучающиеся используют умения:
выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить;
предлагать возможные решения и проверять их;
делать выводы в соответствии с результатами проверки;
применять выводы к новым данным и делать обобщения.
При этом проявляется активность, самостоятельность, инициативность.
Типы исследования, доступные и интересные обучающимся (по И.М. Коротковой):
опыты (экспериментирование).
Реализуется задача – освоение причинно-следственных связей и отношений. Деятельность в контексте «опыты»: привлечение внимания «интригующим материалом» или демонстрацией необычного эффекта; предоставление возможности свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект; формулирование причинно-следственных связей (если…, то…; потому…, что…); самостоятельное использование оборудование в свободной деятельности.
Коллекционирование (классификационная работы).
Цель исследовательской работы заключается в поиске оснований для группировки, систематизации какого-либо материала. Деятельность в контексте «коллекционирования»: поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения – рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки; размещение материала в квалификационной таблице (если материал реальный – размещение в емкости в идее коллекций, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или ярлычки с названиями этих предметов).
Путешествие по карте.
Задача – освоение пространственных схем и отношений.
Путешествие по «реке времени».
Задача – освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему).
При отборе содержания познавательно-исследовательской деятельности необходимо тщательно проанализировать организационные, технические и содержательные компоненты исследовательской деятельности, выявив факторы ограничивающие развитие познавательных способностей детей и определив способы их устранения.
Таким образом, опираясь на научнопедагогический опыт исследователей А. И.Савенкова, Л. Венгера и других, можно сделать вывод о том, что познавательно-исследовательская деятельность:
во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности;
во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового;
в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности;
в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.
Итак, можно сказать, что на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательно – исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступных материалов, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает начало исследовательской деятельности.
Идет формирование начальных ключевых компетентностей. Чем разнообразнее и интенсивнее познавательная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.