Эссе «Я как преподаватель с позиции прошлого, настоящего и будущего»
Преподаватель – это звучит гордо. Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но каждый человек тебе учитель! Счастлив тот, у кого в жизни был Учитель – кто подсказывает ответы на волнующие вопросы и направляет на истинный путь. И задается вопрос: Лучше ли педагог прошлого, настоящего и будущего времени? Педагог – это всегда личное общение, личный контакт. Есть мнение, что семья учит тому, что было двадцать лет назад; улица учит тому, что сейчас; а школа должна учить тому, что будет через двадцать лет. Я согласна с Альбером Камю, который говорил: «педагог учит жить в мире, которого не существует».
Сейчас для многих преподавателях заменил Интернет. Но настоящие Учителя древности ничего не записывали, потому что понимали незаменимость личного контакта – только для этого и нужен Учитель, а вовсе не для передачи знаний. Знания человек может взять сам, а вот получить опыт, которому можно верить, – только от Учителя. Поэтому слово Учитель для таких людей всегда писалось с большой буквы. Задача образования создать образ человека будущего. Поэтому здесь нужно быть аккуратным и внимательным чтобы что-нибудь не пропустить и не забыть т.к. наше будущее это благополучие страны. А благополучие страны зависит не от природных ископаемых, а прежде всего от «человеческого капитала» – наличия умных людей в стране. Именно люди делают настоящее и будущее страны! И от того, сколько в стране умных людей, зависит прогресс общества и страны в целом. Инновации делают люди. Законы принимают люди. И от того, насколько умные у нас люди (в том числе и руководители), зависит и качество принимаемых законов, и качество самой нашей жизни. Сколько уже было разговоров о повышении статуса учителя, но ничего не меняется – одни разговоры.
Образование должно быть БЕСПЛАТНЫМ не только для одарённых детей!
Нужно создавать расширенную систему стипендий, что позволит находить и взращивать таланты! Если в результате бесплатного образования появится хотя бы один новый Эйнштейн, затраты будут оправданы. Сегодня в нашем обществе нет высоких нравственных идеалов, нет общей консолидирующей цели. Рост благосостояния не может быть целью жизни человека, равно как и возвеличивание страны! Чего не хватает в отношениях учащихся и учителей — так это веры. Но более недостаёт детям любви. На уроках ученики находятся в состоянии нервного напряжения, душевного дискомфорта, и в целом радости от жизни не испытывают. Наверно, поэтому частыми становятся эксцессы в образовании. Знаем ли мы сами ответы на вопросы, чему хотим научить своих детей? Знают ли родители моральные правила жизни, которыми руководствуются? Образование служит ещё и цели воспитания. Конечно, знание не делает человека лучше, но в целом поднимает культурный уровень.
Обучение должно быть непрерывным на протяжении всей жизни, и не заканчиваться в колледже или даже с выходом на пенсию. Поэтому стимулами обучения и труда должны стать не хорошая зарплата (хотя, и она тоже), а прежде всего реализация своего смысла жизни. Ныне большинство выпускников колледжей ставит перед собой вполне прагматичные цели достижения материального достатка, причём всеми доступными средствами. Сегодня умным является не тот, кто знает больше других, а тот, кто умеет производить новое знание. Поэтому нужно дать больше свободы для самореализации.
Сегодня важно не знания передать, а НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ, развиваться и совершенствоваться. Известно, что выдающиеся открытия были сделаны в молодом возрасте. Творчество, творчество и ещё раз творчество! – вот что должно быть основой обучения в будущем. Не усвоение устаревающих знаний, а получение целостного представления о законах природы и человеческого общества. И непременно с нравственной основой! Задача педагога будущего – научить думать и понимать, творить, а не повторять! Дети — выражение желания жизни вечной, потребность оставить себя в вечности, чтобы когда-то вернуться к себе. Я люблю детей, они любят меня. И нет большего счастья, чем эта любовь. Всё остальное тленное. Что ещё нужно для счастья?»
ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!