ПОИСКОВАЯ МОДЕЛЬ УРОКА – СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Обучение в традиционной образовательной парадигме предстаёт как изложение истины всезнающим преподавателем. А познание и открытие этих истин требует введения в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся. Деятельность, связанная с поиском ответа на исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере называется исследовательской деятельностью. В реальном образовательном процессе педагогическое проектирование рассматривается как создание педагогических условий, при которых учащиеся:
– самостоятельно приобретают новые знания из разных источников;
– учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
– приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
– развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения и др.) и системное мышление.
Обозначим характерные черты поисковых моделей обучения. Основа обучения — его связь с непосредственным опытом учащихся, который выступает как отправной момент и важнейший источник учебного познания, носит социальный характер. Преподаватель видит дидактическую цель в организации учебного исследования, освоении обучающимися нового опыта. Для учащихся учебная задача выступает как исследовательская в контексте значимой для них проблемной ситуации. Условия обучения, характер учебного взаимодействия трансформируются, подчиняясь требованиям обстановки совместного исследовательского поиска.
В качестве предметно-содержательного материала исследования наряду со специально подготовленным учебным материалом может выступать также дополнительный материал, собираемый и привлекаемый самими учащимися. Специальное место может занимать освоение самой процессуальной стороны исследовательской деятельности.
Структура учебного исследования:
– Выявление и постановка проблемы исследования;
– Формулирование гипотезы, предмета, объекта и субъекта исследования;
– Планирование и разработка исследовательских действий, методов;
– Сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ, синтез;
– Сопоставление (соотношение) данных, их проверка;
– Подготовка и написание (оформление) отчета, проекта, издание практических рекомендаций, видеофильма и т. д.
Известным педагогом-экспериментатором С. Т. Шацким были разработаны типы исследования обучающимися
1 тип – констатирующее исследование. Цель – путем наблюдений раскрыть существенные признаки предмета или явления и привести к наполнению образов.
2 тип – умозаключающее исследование – использует наблюдения и добавляет к ним опыты, выявляющие причинно-следственные связи между явлениями.
3 тип – обобщающее исследование – на основе наблюдений и опытов приводит детей к раскрытию закономерностей явления
Можно выделить моделей поискового урока как структурного элемента организации исследовательских технологий
1 МОДЕЛЬ – преподаватель ставит перед обучающимся проблему и подсказывает пути ее решения.
2 МОДЕЛЬ – преподаватель ставит проблему, а обучающийся самостоятельно выбирает метод исследования.
3 МОДЕЛЬ – и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются обучающимся.
МОДЕЛЬ 1. Обучение исследованию
Цель: освоение процесса исследования
Технология: преподаватель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти учащемуся.
Модель реализуется как форма организации индивидуальной деятельности обучающегося во внеурочное время.
Шаг 1. Столкновение с проблемой
Шаг 2. Сбор данных – «верификация»
Шаг 3. Сбор данных – экспериментирование
Шаг 4. Построение объяснения
Шаг 5. Анализ хода исследования
МОДЕЛЬ 2. Приглашение к исследованию
Цель: развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления
Технология: преподаватель ставит проблему, но уже метод ее решения учащиеся ищут самостоятельно.
Реализуется как форма организации групповой и коллективной деятельности учащихся во время урока.
Шаг 1. Знакомство с содержанием предстоящего исследования
Шаг 2. Построение собственного понимания замысла исследования
Шаг 3. Выделение трудностей учебного познания как проблемы исследования
Шаг 4. Реализация собственного способа построения исследовательской процедуры
МОДЕЛЬ 3. Систематическое исследование
Цель: формирование научного мышления, синтез процесса исследования и его результатов
Технология: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются учащимися самостоятельно.
Реализуется на 3 ступени обучения под руководством научных руководителей.
Шаг 1. Определение проблемы
Шаг 2. Выдвижение гипотезы
Шаг 3. Выбор источников информации
Шаг 4. Анализ и синтез данных
Шаг 5. Организация данных для ответа на поставленные вопросы и проверки гипотезы
Шаг 6. Интерпретация данных в их соответствии с социальными, экономическими, политическими, духовными процессами.
Обобщенная поисковая модель урока
Компонент |
Сущность |
Цель |
Организация поисковой исследовательской деятельности, для «открытия» нового знания |
Предполагаемый результат |
Образовательный продукт |
Содержание, методы |
Задачи-проблемы, проблемные вопросы. Проблемное изложение, рассуждающее изложение, эвристическая беседа, самостоятельная работа поисково-исследовательского типа, моделирование |
Взаимодействие |
Обучающийся – образовательный ресурс |
Деятельность учащегося |
поисковая |
Позиция учащегося |
исследователь |
Контроль |
По продукту деятельности: анализ письменных текстов, продуктов деятельности |
Оценка результатов |
групповая рефлексия авторов проекта, самоанализ процесса и результата своей деятельности; анализ и оценка качества проекта другими обучающимся, экспертами, преподавателем. |
Тип урока |
Урок – лаборатория Урок – экспертиза Урок – творческий отчет Урок моделирования Урок открытых мыслей Урок фантастического проекта Семинар-консультация |
При конструировании обобщенной поисковой модели урока возможна организация индивидуальной и групповой учебно-исследовательской деятельности
Для построения правильной поисковой модели урока необходимо соблюсти последовательные этапы технологии:
Этап 1. Выбор темы исследования
Этап 2. Составление инструкции. Инструкция выдается учащимся для того, чтобы они продумали гипотезу, ход исследования. Ответ на каждое задание ученик может написать в той же инструкции, для чего в ней предусмотрено место. Таким образом, из инструкции в процессе работы получается полноценный отчет
Этап 3. Проведение работы. Задача учителя сводится к роли наблюдателя и консультанта.
Этап 4. Оценивание работы учащихся. Оценивание работ учащихся проводится по критериям, заранее согласованным с учащимися.
Педагог является лишь направляющим звеном деятельности, процесс создания учебного проекта ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. В данных моделях урока он воплощает несколько ролей:
Тьютор
Его цель – создать образовательную среду, которая позволит учащемуся максимально самостоятельно получать знания и навыки, обучаясь в удобном для него режиме, в том числе в рамках урока. Тьютор помогает эффективно использовать учебные материалы, Интернет, практический опыт других учащихся. Таким образом, система знаний выстраивается через активность детей, их деятельность, практику. Координирующая работа тьютора направлена на помощь в постановке проблемы, определении целей и задач деятельности, планировании действий по реализации, анализе результатов работы. Тьютор консультирует и поддерживает учащихся в процессе их самостоятельной деятельности. При этом он создает благоприятную творческую атмосферу, где недопустима критика идей и высказываний учащихся, навязывание собственной точки зрения или исследовательской стратегии. Тьютор умеет слушать и выделять существенные моменты в любом высказывании учащегося. Преподаватель направляет с помощью обзорной информации, наводящих вопросов, совета, т. к. организаторская роль тьютора превалирует над образовательной.
Организатор коммуникации
Его цель – налаживание правильности взаимодействия учащихся для того, чтобы движение содержания мысли приводило к увеличению содержания, к развитию первоначальной мысли. Он задает вопросы по теме и организовывает и предоставляет данные в различных формах с ориентацией на конкретную аудиторию. Он интерпретирует различные точки зрения и акцентирует внимание на определенных моментах обсуждаемого. Зная психологические особенности учащихся, их образовательные возможности, организатор коммуникации может помочь каждому нуждающемуся обучающемуся советом или ответом на его вопрос, может организовать острую дискуссию, аргументированно представляя свою точку зрения. По итогам редактирует текст.
Организатор и участник принятия решений: Его цель – быстро сориентироваться в проблеме учащегося в исследовании и найти выход, анализируя конкретные случаи и устанавливая их связь с более общими решениями. Он оценивает необходимость и достаточность данных и принимает решение на основе имеющейся информации. После осуществления совместного обсуждения полученных исходных материалов, разработка проекта.
Дизайнер
Оформляет полученные результаты в виде буклета, портфолио, презентации.
Таким образом, в ходе проектирования изменяется и роль учащихся в учении: они, в силу складывающейся образовательной ситуации, выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в команде. При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной урочной форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это – верно, а это – неверно». Обучаюшиеся свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.
Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем защиты преподаватель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т. д. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, т. к. именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку окружающего мира и себя в этом мире.
Литература:
- Петрусевич А. А., Лоренц В.В. Практика современного образования: учеб. пособие для сту¬дентов педагогических учебных заведений / А. А. Петрусевич, В.В. Лоренц, – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012. – 300 с.
- https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2014/01/11/issledovatelskie-tekhnologii
- https://cyberpedia.su/17x7f98.html