ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование духовных и нравственных ценностей, развитие потребности в деятельности на общую пользу.
Студенческий возраст, по своим психологическим характеристикам, благоприятен для воспитания патриотизма, так как подростки вступают в стадиюсамоопределения: личностного, гражданского, профессионального. И уже здесь сложно говорить не только о патриотизме как чувстве, но и о гражданственности как позиции. Именно в этом возрасте складываются социальные и психические предпосылки для формирования патриотизма, и возникает стремление к идентичности, в том числе и этнической, как механизма формирования национального самосознания и патриотизма. Старшие подростки понимают и принимают не только понятие родины, но и государства.
Патриотическое воспитание позволяет сформировать правильное отношение к своей стране – умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа. Все это поможет вырастить поколение, готовое к подвигу, готовое отстаивать интересы своей страны. Патриотизм имеет характерные черты – верность, терпимость, законопослушность, трепетную любовь к родной природе.
Внимательно читая статью Нурсултана Абишевича Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», невольно проникаешься гордостью за нашу прекрасную Республику Казахстан, край с необозримыми просторами и богатыми природными красотами, в котором живут сильные духом люди, ответственные за свою Родину.
Президент страны Н.Назарбаев в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» говорит о том, что патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине… Почему малая родина? Человек – существо не только рациональное, но и эмоциональное. Малая родина – это место, где ты родился и вырос, а порой и прожил всю жизнь. Там горы, реки, рассказы и легенды об их возникновении, имена людей, оставшихся в памяти народа. Можно продолжить перечисление. Все это важно… От малой родины начинается любовь к большой Родине – своей родной стране (к Казахстану).
Глава нашего государства в своей статье «Руханижаңғыру» представляет программу действий как нам выстроить надежный мост в будущее. И первый шаг в этом направлении Президент страны видит в модернизации общественного сознания казахстанского общества. Любовь к родине, верность народным традициям, знание истории и культуры Казахстана, приверженности единству и согласию в обществе, знание о людях – героях нашей страны, – это основа патриотических мероприятий.
В рамках программной статьи «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» во всех уголках страны начаты масштабные работы по реализации проекта духовного возрождения. «Туған жер» – одно из приоритетных направлений программы «Руханижаңғыру». Как подчеркивается в приветствии, где бы мы ни находились, малая родина всегда в нашем сердце. Каждый из нас гордится своим родным краем и стремится оказать помощь его развитию. Любовь к малой родине является основой нашего общенационального патриотизма.
Сегодня все образовательные учреждения должны стать движущей силой модернизации общественного сознания и наш колледж не исключение.
На сегодняшний день в колледже сложилась своя система воспитания, ориентированная на современные потребности общества и государства в целом. В Житикаринском политехническом колледже идет активное развитие триязычия, ведется краеведческая работа, прививаются культурные ценности через систему мероприятий, реализацию проектов.
Проведенные в колледже исследования показывают, что в сознании обучающеййся молодежи увеличиваются новые позитивные тренды – престижность образования, заинтересованность в сохранении своего здоровья; традиционными жизненными ценностями студентов остаются семья, друзья, здоровье, малая родина, материальное благополучие, интересная работа, карьерный рост.
Реализация Программы «Рухани Жаңғыру» по направлению «Тәрбие және білім» ведется в двух направлениях: образовательное и воспитательное.
Задачами подпрограммы являются привлечение к реализации программы преподавателей, обучающихся, родителей, общественности, планирование, руководство реализацией, мониторинг, дополнение и завершение подпроектов и мероприятий.
Базовый проект «Өлкетану». Основное направление это реализация краеведения. Краеведческое образование способствует духовно-ценностной и практической ориентации обучающихся и реализуется через учебные предметы, дисциплины, также различные внеурочные факультативные занятия и кружковую работу. С целью создания условий для краеведческого образования в колледже действуют клубы и кружки «Рухани жаңғыру», «Семейный клуб общения», «Юный краевед». Проводятся внекласные мероприятия направленные на изучение истории своей родины, любви к историческим традициям, культуре родной земли, духовной культуре. Обучающиеся колледжа не однократно выезжали на экскурсии по сакральным местам Костанайской области, в историко – краеведческий музей г.Костаная. В 2017 году в колледже открыт краеведческий музей «История колледжа», «Зал военной славы». В 2018 году состоялось открытие национального культурного белорусского центра.
Базовый проект «Отаным-тағдырым» направлен на обеспечение непрерывности и преемственности воспитания и обучения, воспитание патриота своего отечества. С целью формирования позитивных моделей поведения и образа героя современности среди молодежи в колледже созданы клубы и кружки: «Саналы ұрпақ», дебатный клуб «Эрудит», военно – патриотический кружок «Жас ұрпақ», волонтерский отрад «Максимум», Школа молодой семьи. Для достижения поставленных целей данного проекта проводятся мероприятия патриотической направленности, встречи с известными людьми, почетными гражданами г.Житикары и района, с успешными выпускниками, молодыми руководителями и предпринимателями, ветеранами труда.
Базовый проект «Саналы Азамат»направлен на профориентационную поддержку обучающихся в процессе обучения будущей профессии, создание условий для профессионального самоопределения с учетом требований современного рынка труда. Приобщение обучающихся к чтению как необходимому инструменту духовного и интеллектуального развития. С этой целью в колледже работаю кружки «Техническое творчество», «Горный техник – исследователь», «Бизнес – клуб», «Школа здоровья», открыт Центр профориентации. Проводятся экскурсии на предприятия г.Житикары и района, олимпиады, конкурсы «Лучший по профессии», конференции, встречи с работодателями, ярмарки профессий. Вот уже второй год продолжается акция «Буккроссинг», которая очень популярна и актуальна в нашем колледже, как среди студентов, так и преподавателей.
Сегодня в нашем государстве открываются новые страницы истории. Благодаря политике государства, достигнуто многое, и для того, чтобы войти в 30-ку развитых стран мира, необходимо преумножать духовное богатство.
Президент страны нацеливает нас на сохранение исторического наследия, осознания целостности, идентичности, нерушимости нашего государства, которое создали и отстояли наши предки. И сегодня от каждого из нас требуется вносить посильный вклад в его дальнейшее развитие.
Заместитель директора по воспитательной работе Айтуарова Л.Н.