МАСТЕР-КЛАСС тема:«ДВУПОЛУШАРНЫЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН»
Цель мастер-класса: Определить значение двуполушарного подхода при изучении специальных дисциплин на примере экспериментальной площадки.
Предварительная подготовка: материалы для экспериментальной площадки, презентация.
Материалы: Трубочки, сосуды (+,-,Я), подносы, вода, краски и кисти, иглы, карточки (цветные), апельсин, яблоко, листы формата А 4, маркеры, рефлексивная карта.
Подготовительно-организационный этап:Приветствие, вызов.
Добрый день уважаемые гости и коллеги!
(На экране показатели) Что это за показатели спросите вы? Отвечу! Приблизительное количество новых терминов и понятий, которые усваивают студенты, и замечу это только по одной дисциплине. Новый взгляд на образование способствует обогащению программного материала, а значит введению соответствующей лексики, встает вопрос как обучать доступно, интересно, с наименьшими затратами времени, и так чтобы не отбить охоту в познании нового. Тема моего мастер-класса «Двуполушарный подход при изучении специальных дисциплин».
Иногда преподаватель может использовать, конечно, наглядность, но есть такие термины, которые не имеют материального воплощения и они трудны для восприятия и запоминания, понимания и поэтому, я предлагаю данный способ.
Но давайте обратимся к тому, чем мы пользуемся в жизни. Мы упираемся лишь на развитие левого полушария головного мозга, давая лишь словесное объяснения этим терминам, к сожалению это приводит к тому, что студенты очень долгое время проводят за выполнением домашнего задания, происходит путаница в терминах, так как нет связи с жизнью. Студент очень долгое время пытается выучить эти термины, но допускает ошибки в главном и в итоге остается один на один с чувством собственного не совершенства и с возрастающий неуверенностью в собственных знаниях, какой выход?
Все мы взаимодействуем с этим миром и делает это каждый по своему, так допустим одни воспринимают этот мир с помощью зрения – это визуалы; с помощью слухового канала – это аудиалы; кинестетикам нужны ощущения тактильные, прикосновения, движения; дигиталам нужны цифры, знаки, символы, конечно в чистом виде такие типы не встречаются, но если даже мы говорим о смешанных типах, тот или иной всё-таки преобладает.
А теперь задумаемся, используем ли мы эти знания в своей практике. Как часто мы даем возможность студенту ощутить то или иное слово в соответствие с этими психотипами, и вообще бывает ли так, что работа со словами поднимает настроение, дает возможность такого взлета мысли и желания дальше исследовать новые слова?
И вообще в мире уже давно подсчитали количество этих типов и как видите кинестетики занимают гораздо большую часть население нашей земли, а дигеталы наименьшее. А если посмотреть на распределение в Казахстане, то аудиалов, к нашему удивлению гораздо меньше чем всех остальных, а ведь главным орудием для преподавателя является что? И сегодня мы попытаемся с вами подойти к терминологии с точки зрения двуполушарного подхода, с точки зрения соответствия психотипам той работы, которую мы будем осуществлять.
Для того чтобы сейчас нам дать посылы для пробуждения ассоциативного мышления, мы проведем некоторый эксперимент.
Хорошо, попробуем исследовать эти понятия опытным путем, откроем перед Вами так называемую экспериментальную площадку. Итак, перед вами есть поднос с сосудами, один из них имеет знак плюс, это источники положительных эмоции, есть сосуд со знаком минус, это отрицательные эмоции. Сосуд с буквой Я, это наш внутренний мир и наше внутреннее мироощущение. И у вас на столах есть определенные знаки в виде цвета, каким цветом вы ассоциируете положительные эмоции? Расположите рядом со знаком плюс, и проделайте тоже самое со знаком минус. (отвечает зал) У вас есть кисти и краски, пожалуйста окрасьте воду в сосудах в соответствующие цвета. Кстати не случайно в стаканчиках вода, вода как символ жизни, а мы непосредственно общаемся с подростками, которых выпускаем затем во взрослую жизнь и стремимся к тому чтобы они действительно были счастливы в этой жизни и каждый нашел себя! У вас есть трубочки, этих трубочек на столах у наших коллег достаточное количество, мы их все рассмотрим, но для начала я бы хотела чтобы вы взяли розовую трубочку. Трубочка будет ассоциироваться у нас с нашей душой, такой же полой, глубокой, способной многое через себя пропустить, что то сохранить, что то задержать, а что то пропустить мимо, и так, возьмем эту трубочку в руку и опустим в сосуд с положительными эмоциями и с помощью эффекта пипетки закрываем верхнею часть трубочки и перемещаем в собственное Я, проделайте это несколько раз, легко ли вообще питаться такой положительной энергией, легко? не трудно? приятно! Хорошо, но к сожалению в нашей жизни бывает так что, отрицательные эмоции отрицательные впечатлении – они неизбежны, поэтому давайте немножечко будем черпать эмоции из отрицательного источника, и понаблюдаем что происходит в нашем Я, у нас внутри (отвечает зал) Вас устраивает этот цвет? Спасибо, скажите тогда откуда мы можем черпать положительные эмоции, пожалуйста?
Основная часть – «Экспериментальная площадка»
Итак, посмотрите у вас есть отрывок текста из учебника «Охрана окружающей среды», ваша задача прочитать это предложение и подумать, какое слово может вызвать вопрос у студента (зал читает)
И так подумаем какие слова здесь вызывают вопрос (зал). Как объяснить это студенту, с участием этих психотипов. Итак пожалуйста у вас есть два термина и два объекта, мужчинам мы доверим должность кинестетиков, у вас есть карточка и здесь есть подробная инструкция как мы должны манипулировать с помощью этих объектов, есть (кто то из зала) визуал, он будет комментировать все действия которые будет проводить кинестетики(кто то из зала), аудиалом будет (кто то из зала) она будет позже говорить что она услышала, и у нас кто-то будет выполнять роль достаточно сложную, они будут дигеталами, им нужно будет весь это процесс изобразить виде схемы. Спасибо коллеги, но ведь этим мы не ограничиваемся.
Рефлексивная карта
Здесь собрались преподаватели, которые ведут действительно предметы разных областей и поэтому у вас есть вот такая карта. Которая позволит нам понять на сколько важна эта тема и будет интересен результат к какому придут наши друзья, самое главное что важно, что из каждого пункта два выхода, то есть можно принимать эту теорию, можно не принимать, у каждого личное мнение, пожалуйста .
А вообще пока наши коллеги работают скажите пожалуйста вот в своей практики вы принимаете во внимание этих психотипов, если можно проголосовать! Кто принимает? (зал) Спасибо, вы используете опытный путь , экспериментальный путь для объяснение этих предметов и понятий? (зал) вот тут уже меньше, то есть мы знаем, мы используем, но не всегда используем эксперимент, действительно это достаточно трудоемкая работа это затрачивает больше времени и конечно же это требует творческого подхода, пожалуйста что получилось? (зал).
Я очень рада, что эта тема вас волнует и нашла отклик, но ведь приемы можно использовать совершенно разные помимо тех, которые есть которые я сегодня предложила, можете ли вы предложить еще какие- то возможные варианты объяснение тех или иных терминов, и каким образом? Из опыта, потому что кто-то сказал, что уже применяли на практике (Зал).
Тест. На определение психотипа.
Где бы вы хотели провести отпуск?
Вверх – визуалы
Вниз – кенестетики
Вперед – аудиалы
Во-первых, во-вторых – дигиталы
И мне хочется сказать, что действительно подобная работа направлена на то чтобы нашим студентам, в наших учебных заведениях было интересно и чтобы они приходили к нам с открытым сердцем, а от нас учителей зависит только что, чтобы мы соответствовали этой известной китайской мудрости «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня и научусь!». Спасибо за внимание, всё в наших руках!!!