Коучинг как новая форма повышения профессионального мастерства педагогов
Так что такое «коучинг»? Предлагаем несколько определений, данных его автором Тимоти Голви.
В учебниках по менеджменту есть определение коучинга —
Коучинг не является тренерством, наставничеством, консалтингом, психотерапией, менеджментом.
Не подменяет их, не конкурирует с ними, а дополняет их, но работает по своим правилам игры, принципам.
Рассмотрим феномен коучинга в образовании. Педагогический коучинг — неформальная технология и искусство задавания вопросов, искусство мотивирования. Создание адекватных организационно-педагогических условий, разработки технологии педагогического сопровождения, диагностики и мониторинга.
Педагог не приказывает, не руководит, не инструктирует, не даёт советы, одним словом, не оказывает давление, воздействие. Он слушает, чтобы понять; обдумывает, перефразирует, суммирует, задаёт вопросы, пробуждающие осознанность; вносит предложения, осуществляет обратную связь. Главное — забота о том, чтобы обучающийся (группа, объединение) решил проблему сам. Иными словами коучинг – «форма консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путём мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков».
В образовании существуют различные модели обучающего взаимодействия:
Данный метод построен на получение ответов на четыре основных вопроса:
ЧЕГО ты хочешь?
ПОЧЕМУ это важно для тебя?
КАК ты можешь достичь цели?
КАК ты узнаешь, что достиг результата?
Путь к мастерству можно построить в виде цепочки:
Задача каждого педагога — помочь своим обучающимся достичь такого мастерства, чтобы они решали все свои проблемы на бессознательном уровне.
Коуч (консультант, наставник) стимулирует творческий поиск решений и поддерживает решимость педагогов достигать целей и осуществлять изменения в своей профессиональной деятельности. Другими словами, в процессе коучинга педагоги находят свой, уникальный способ достижения цели, а коуч создает креативную атмосферу, особое пространство поиска альтернатив, атмосферу доверия, где педагог чувствует, что его идеи и предложения не остаются без внимания.
Коучинг проходит ряд этапов
1 этап – установление партнерских взаимоотношений между коучем и педагогами;
2 этап – совместное определение задач для достижения конкретной цели;
3 этап – исследование текущей проблемы (ситуации);
4 этап – определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату;
5 этап – выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы;
6 этап – выбор конкретного варианта действий и составление плана действий;
7 этап – договоренность о том, что конкретно должно быть сделано к определенному сроку
Таким образом, коучинг построен на мотивированном взаимодействии коуча и педагогов, в котором коуч создает специальные условия, направленные на раскрытие личностного потенциала каждого педагога для достижения им значимых для него целей в оптимальные сроки в конкретной предметной области знания.
Пошаговое описание технологии коучинга выглядит следующим образом:
выбор темы;
определение цели (что ученики должны вынести из встречи?);
открытие реальности (что в действительности происходит, кто занимался рассмотрением проблемы, что накоплено в литературе…);
рассмотрение вариантов выбора (возможностей и ресурсов);
подведение итогов (ясность и осознанность со стороны ученика (группы, класса), взятие им на себя обязательств, осознание, есть ли у него план действий, нужна ли ему поддержка, помощь, будет ли он действовать с решимостью).
Технологию можно представить ещё проще:
При решении проблемы у каждого из коучинг – партнёров есть свои обязанности.
Во многом решение проблемы зависит от соблюдения педагогом – коучем определённых принципов. Педагог-коуч обязан быть:
нейтральным, нелинейным, всегда в контакте, добиваться ясности в мышлении и поведении обучающегося (группы), суметь его замотивировать на изменения себя;
учитывать, что люди по способам обучения, усвоения и переработки информации сенсорными каналами делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Чтобы понимание сделать лучше, некоторым обучающимся нужно услышать произносимые ими слова, другим нужно увидеть, что они написали. Третьим достаточно произнести это про себя
определить, что для обучающегося важно, что является значимым, чтобы впоследствии говорить с ним на одном языке;
давать советы только в форме предложений, спросив разрешения и только в исключительных случаях; следует убрать страхи, сомнения, тревожность и прочее из своего арсенала средств и у своих подопечных. Обучающийся (группа, команда) в момент понимания всё осознает сам, сам принимает более правильные решения и делает лучший выбор, чем сделал бы до беседы, начинает более чётко понимать тему, продуктивней осуществлять процесс развития. Если всё будет понятно и ничто не будет вызывать вопросов, тогда обучающийся или группа сами смогут взять на себя определённые обязательства без всякого давления и настроятся на достижение ими же поставленной цели — результата.
Результаты применения технологии коучинга:
Развитие коммуникативных и организаторских умений, способности прогнозировать и проектировать свою учебную деятельность и деятельность других
Получение навыков ставить цели и достигать успеха (результата), эффективно управлять временем; анализировать и структурировать информацию, работать в команде, быстро принимать решения в проблемной ситуации, преодолевать конфликты, ориентироваться на собственные успехи и сильные стороны других.
Всё перечисленное вполне соответствует достижению требуемых результатов. Таким образом, педагогический коучинг может рассматриваться как инновационная технология повышения профессионального мастерства современного педагога, и нужно активнее вводить педагогический коучинг в образовательный процесс. Всё это поможет раскрытию личностного интеллектуально-творческого потенциала как обучающихся, так и педагогов.