Активные методы обучения
Цель: Определить сущность активных методов обучения и необходимость применения отдельных элементов данных методов обучения для развития самостоятельности младших школьников в познавательной деятельности.
План проведения коучинга «Активные методы обучения»
Тема занятия: Активные методы обучения в образовательном мероприятии. Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами. А. Амонашвили
Цель: Определить сущность активных методов обучения и необходимость применения отдельных элементов данных методов обучения для развития самостоятельности младших школьников в познавательной деятельности.
Задачи: •познакомить учителей начальных классов с понятием, содержанием, особенностью активных методов обучения; показать эффективность применения отдельных элементов данных методов обучения для развития самостоятельности младших школьников в учебном процессе; •вовлечь каждого участника семинара в активный познавательный процесс,расширить кругозор, инициативность педагогов в освоении технологии АМО; • создать коллаборативную среду для формирования коммуникативной компетентностипедагогов в процессе конструктивного взаимодействия с коллегами.
Результат обучения: В конце коучинг- сессии педагоги должны: – знать понятие АМО, их особенности, основополагающие идеи данных методов; – понимать, как меняются роль обучающегося и педагога при внедрении АМО – осуществлять отбор наиболее приемлемых и эффективных элементовАМО для формирования метапознания и навыков саморегуляции обучающихся; – применять элементы данных методов при организации образовательных мероприятий; – стать участниками профессионального сообщества по внедрению активных методов обучения в своей практике.
Основные (ключевые) идеи и понятия: 1. Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. 2. Активные методы обеспечивают многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса, с троятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. 3. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе, с большим удовольствием участвует в образовательном процессе, понимая свою значимость. 4. Изменение роли учителя с традиционной в учителя – наставника, психолога, консультата, модератора. 5. Для целенаправленного и планомерного применения активных методов в образовании используется технология модерации, обеспечивающая гармоничное встраивание АМО в учебно-воспитательный процесс.
Тренинг-психонастрой «Улыбнемся друг другу». -Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть ясного дня, тепло солнечных лучей. Пожелаем друг другу хорошего настроения.1 мин. Формирование групп: Участники делятся на 5 групп по 4 человека. 2 мин. Способ: конфеты с пожеланиями хорошего настроения, удачи, успехов, счастья, очарования. Соответственно рассаживаются за столы, имеющие названия: «Позитивные», «Удачливые», « Успешные», «Счастливые», «Очаровательные». Выяснение ожиданий и опасений участников. АМО «Елочка желаний и опасений» 3 мин. Обучающимся раздаются заранее вырезанные из бумаги круги-шары и свечи. – Уважаемые коллеги, предлагаю на елочных шарах записать свои ожидания от семинара, а опасения на свечах. Надеюсь, что все ваши опасения сгорят в ходе семинара. – Зачитайте вслух свои ответы (по желанию). Вывешивают на елочку.
Вызов. Включение в тему коучинга. Показ видеоролика «Ералаш» 4мин. – В чём вы видите проблему учителя? Презентация материала (АМО «Стриптиз») – чрезмерная опека, – одностороннее педагогическое воздействие, – ориентация на репродуктивные формы обучения. Проблемы мы обозначили. Как же можно их избежать?! Виды заданий: Подходы, используемые при выполнении данного задания Время: Задание 1: Презентация PowerPoint (Слайд 4) Обсуждение в группах: Изучить слайд презентации «Активные методы обучения», на котором отображена пирамида познания. Определить динамику вовлеченности в процесс познания. 3 мин. Задание 2: Презентация PowerPoint Обсуждение в группах: -Сегодня вводное изучение АМО. Мы уточним и, возможно, расширим ваши представления об использовании АМО для эффективной организации учебного процесса. 1группа. Изучите презентацию. На сегодняшний день в педагогической науке нет точного определения АМО. Разные авторы по-разному трактуют это понятие. Выберите или дайте свое, наиболее точное определение АМО. 2группа. Изучите презентацию. Выделите ключевые идеи, на чем строится АМО. 3группа. Изучите презентацию. Определите, как меняются роль ученика и учителя при внедрении АМО. 4группа. Изучите презентацию. Что должен учитывать педагог, проектируя урок с АМО. 5группа. Изучите презентацию. Докажите необходимость внедрения АМО для развития самостоятельности школьников в познавательной деятельности.
Презентация работы групп. АМО «Инфо-стройка». 5 мин.
Тренинг-разминка Физминутка «Земля, огонь, воздух» для создания благоприятной обстановки. 2 мин. Задания 3: Осмысление понятия. Практическое творческое задание. Презентация PowerPoint (Слайд 15), электронная книга «Копилочка АМО» -Предлагаем познакомиться с «Копилочкой» АМО, которые можно использовать на различных этапах урока. Каждой фазе соответствуют свои АМО. Привести пример понравившегося метода, творчески представить его всем участникам коучинга. 1 группа – АМ начала образовательного мероприятия. 2 группа – АМ выяснение целей, ожиданий и опасений. 3 группа – АМ презентации учебного материала 4 группа – АМ организации самостоятельной работы над темой 5 группа – АМ релаксации, АМ подведения итогов урока. Творческая презентация работы групп. -Какие АМО вы уже увидели в процессе семинара? 10 мин. Итоговая рефлексия: Дискуссия. АМО «Белая и черная шляпы» – У меня есть белая и черная шляпы. Есть смельчак, который оденет белую шляпу и выскажется «за» применение АМО в образовательном пространстве. – А может, есть смельчак, который выскажется «против» и объяснит свою позицию? Рефлексия.АМО «Елочка» (оправданные ожидания, опасения вешают на елку, на звездах пишут впечатления о мероприятии, прикрепляют на елку) 5 мин.