Деловая игра «Налоговый инспектор»
Тема: «Налоговый инспектор»
Цели урока (игры):
- обобщение и закрепление знаний обучающихся по пройденным темам курса; в игровой форме оценить теоретические знания, практические умения и навыки обучающихся;
- способствовать развитию логического мышления;
- активизировать мыслительную деятельность обучающихся;
- формирование устойчивых интересов к профессии; воспитание профессионально важных качеств: творческой активности, дисциплинированности, потребности в постоянном совершенствование своих профессиональных знаний и умений.
Задача урока: развитие в игровой форме логики экономического мышления, показать способы решения экономических проблем с помощью игровых технологий.
Правила игры.
Перед началом игры обучающихся (группа) делятся на 2 команды – предприятия. Преподаватель знакомит участников с правилами игры и с членами комиссии (администрация и преподаватели).
Обучающимся объясняется ситуация: государственная казна (бюджет) нуждается в дополнительных поступлениях денежных сумм, поэтому со столицы (г. Астаны) прислали налоговых инспекторов по налогам и сбором с целью – проверить правильность исчисления и регулярность поступления налоговых сборов. И одновременно провести аттестацию налоговых работников, т.е. соответствуют ли они своим занимаемым должностям.
Игра состоит из 5 раундов-заданий. Каждый раунд выдержан во времени.
1 раунд: Мини – викторина. Цель: проверка знаний по изученным темам курса. Каждому члену команды задаётся вопрос, на который он должен дать правильный ответ. Сколько правильных ответов, столько команде присуждается баллов. Выбор тестируемого осуществляется по алфавиту.
2 раунд: Элементы налога. Цель: проверка знаний по темам “Налоги. Налоговая система”. Соотнести каждому из 5 налогов, представленных в ситуации свои элементы налогообложения. Задание в виде таблицы.
3 раунд: Особенности налогообложения предприятий. Цель: проверка знаний о сущности налогов и оценка умений производить расчеты по налогам. Задание состоит из теоретических и практических заданий. Одновременно проводится конкурс капитанов: Капитан каждой команды отвечает на вопросы и решает задачу .
4 раунд: Мини – проект “Свой налог”. Цель: применение знаний курса в жизненных ситуациях. В этом раунде учащимся дается задание – придумать новый налог для пополнения бюджета города и его презентовать, опираясь на теоретические знания курса и применение этих знаний в жизненных ситуациях. Это задание на активизацию мыслительной деятельности учащихся.
5 раунд: Игра “Слова”. Цель: проверка знаний по терминологии. Каждая команда должна как можно больше назвать профессиональных терминов , связанных с налогами. За каждый термин 1 балл.
Заключительный этап:
Ретроспективное обсуждение хода и результатов игры. Обучающиеся вместе с преподавателем обсуждают трудности, возникшие по ходу игры, эмоциональные переживания, идеи, которые приходили в голову, и полученный опыт. Особое внимание уделяется обсуждению соотношений игровой ситуации с реальностью, возможности использования полученного игрового опыта в других ситуациях.
Члены жюри объявляют игровые результаты.
Участники игры – обучающиеся дают самооценку своих действий в плане исполнения игровой роли.
Преподаватель оценивает знания обучающихся.
Самая сложная для понимания
в мире вещь – это система налогов.
Альберт Эйнштейн
ДЕЛОВАЯ ИГРА “ Налоговый инспектор”
Цели урока:
- Образовательная: Обобщение и закрепление знаний учащихся по пройденным темам курса. В игровой форме выявить теоретические знания, практические умения и навыки учащихся.
- Развивающая:Способствовать развитию логического мышления; активизировать мыслительную деятельность учащихся.
- Воспитательная: Формирование устойчивых интересов к профессии. Воспитание профессионально важных качеств: творческой активности, дисциплинированности, потребности в постоянном совершенствование своих профессиональных знаний и умений.
Тип урока: проверка знаний по изученным темам курса
Оснащение: ПК, ИАО, презентация, флипчарт, карточки-задания, дидактические карточки.
Оборудование: ТСО – калькулятор, доска, мел
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Вступительная часть: сообщение учащегося о роли налоговой службы.
3. Сообщение темы, целей и задач урока
4. Ознакомление с правилами проведения игры: игра проводится в несколько раундов, где каждый раунд решает определенные цели и задачи:
- 1 раунд – мини-викторина. Цель: проверка знаний по изученным темам курса (вопросы прилагаются)
- 2 раунд – элементы налога. Цель: проверка знаний элементов налога, развитие аналитического мышления (таблица и ситуации прилагаются)
- 3 раунд – особенности налогообложения предприятий, налоговый контроль. Цель: обобщение знаний по темам «Налог на имущество, транспортные средства, земельный налог», проверка умений производить расчет налогов (вопросы и задачи прилагаются)
- 4 раунд – мини-проект «Свой налог» . Цель: применение знаний о налогах в жизненных ситуациях(структура задания прилагается).
- 5 раунд – «Слова» Цель: применение знаний, полученных при изучении тем курса. Написать как можно больше терминов, связанных с налогами и налогообложением предприятий.
- название налога;
- объект налогообложения;
- сроки уплаты;
- налогоплательщики;
- налоговая ставка – определенная сумма или %;
- налоговые поступления – на что пойдут.
- история налога;
5. Заключительная часть: выводы, обсуждение, плюсы и минусы проведенной работы.
Ход игры:
Вступительная часть – сообщение о роли налоговой службы: (учащийся группы)
Государственная казна (бюджет) нуждается в дополнительных поступлениях денежных сумм, поэтому со столицы (г. Астаны) прислали налоговых инспекторов с целью – проверить правильность исчисления и регулярность поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет. И одновременно провести аттестацию налоговых работников, на предмет соответствия их своим занимаемым должностям.
Представление команд и их капитанов – руководителей предприятия.
В нашей игре принимают участие 2 команды – предприятия. Предприятие ___________, руководитель _______________ и предприятие _________________ руководитель _______________.
Представление инспекторов.
Разрешите представить Вашему вниманию налоговых инспекторов:
налоговый инспектор высшей категории _________________
налоговый инспектор 1 категории _________________
налоговый инспектор 2 категории _________________
Просим участников занять свои места для начала игры.
Начало игры:
1 раунд
МИНИ-ВИКТОРИНА
Требуется закончить определение или дать ответ на вопрос. За каждый правильный ответ 1 балл.
1 команда
1. Налог – это … (обязательные сборы, взимаемые государством)
2. Что означает фискальная функция налогов? (обеспечивается поступление средств в государственный бюджет)
3. Физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог (субъект налога)
4. Источник налога – это … (доход, из которого уплачивается налог).
5. Что такое налоговый кредит? (отсрочка взимания налогов).
6. Личные налоги – это налоги с … (дохода). к ним относятся … (КПН, ИПН)
7. Как называются налоги по отношению к органу его взимающему … (государственные и местные)
2 команда
1. Налоговое обязательство – это … (обязательство налогоплательщика платить причитающиеся ему налоги)
2. Что означает контрольная функция налогов? (контроль налоговых поступлений и сопоставление их с потребностями государства в финансовых ресурсах).
3. Доход, имущество, вид деятельности, оказание услуг, денежные операции – это … (объект налога)
4. 1 тенге, 1 гектар, единица измерения товара – это … (единица обложения)
5. Что такое налоговая ставка? (величина налога на единицу обложения)
6. Реальные налоги – это налоги на … (имущество, транспортные средства, земельный налог)
7. Косвенные налоги – это … (налоги, установленные к цене или тарифу в виде надбавки – НДС, акцизы)
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
1. Как образно говорят о невысоких доходах?
а) Скромные; б) Застенчивые; в) Стыдливые; г) Нерешительные.
2. Каким эпитетом награждают высокие цены?
а) Баснословные; б) Анекдотичные; в) Поэтические; г) Былинные.
3. Что в конце каждого квартала сдаёт бухгалтер?
а) Сдачу; б) Офис; в) Баланс; г) Экзамены.
4. Какая важная экономическая аббревиатура существует в нашей стране?
а) МНОС; б) МРОТ; в) МЛОБ; г) МУХО.
(МРОТ – минимальный размер оплаты труда.)
5. Что присваивают каждому казахстанскому налогоплательщику?
а) Псевдоним; б) Пароль; в) Индивидуальный номер; г) Штрих-код.
(РНН – индивидуальный номер налогоплательщика.)
6. Какой налог был введён Петром I?
а) На усы; б) На бороды; в) На бакенбарды; г) На лысины.
(А отменён он был только императрицей Екатериной II).
7. Как называется денежный штраф по договору?
а) Неустойка; б) Неувязка; в) Неурядица; г) Неудобье.
8.На товаре быть должна
Обязательна … (цена)
9.Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким … (доход)
10.Журчат ручьи, промокли ноги,
Весной пора платить … (налоги)
11.В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведёт … (бизнесмен)
12.Государственный денежный склад,
Если полон, народ очень рад.
И налоги растут неспроста,
Если вдруг она стала пуста. (Казна.)
13. Французы называют этим словом весы, а русские бухгалтеры – годовой отчёт. Назовите слово.
(Баланс.)
14. Назовите профессию человека, вынужденного каждый свой рабочий день писать только о том, что он кому-то верит, и что он кому-то должен?
(Бухгалтер. «Дебет» – я верю, «кредит» – я должен.)
2 РАУНД
«ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА»
Задание: Соотнести каждому налогу свои элементы налогообложения. За верную оценку 1 балл.
СИТУАЦИЯ и ВИД НАЛОГА |
ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА |
|||||
Источник налога |
Объект налога |
Субъект налога |
Единица обложения |
Ставка налога |
Способ взимания |
|
1 |
||||||
2 |
||||||
3 |
||||||
4 |
||||||
5 |
СИТУАЦИИ
1. ТОО «Костанайжилстрой» имеет имущество на балансе стоимостью 12 369, 3 тыс. тг.
2. Фермер Тасыбаев А.А., индивидуальный предприниматель сдал молоко 40 литров стоимостью 138600 тенге ТОО «Дина», на которую был начислен налог 12%
3. АО «Костанайские минералы» имеет транспортные средства: автомобиль Джип – Ландровер объемом двигателя 4200 куб. см, ГАЗ – 53 грузоподъемность 3 тонны, автобус МАН с количеством посадочных мест 40.
4. Гражданин Ивлев имеет земельный участок для ведения личного домашнего хозяйства площадью 0, 20 га.
5. Крестьянскому хозяйству принадлежит земельный участок по акту постоянного землепользования, кадастровый номер 725, площадью 1000 га, с баллом бонитета 63 равный 63,26 тенге, грузовой автомобиль ГАЗ -54 грузоподъемностью 3,5 т, трактор К-700 колесный.
3 РАУНД
Особенности налогообложения предприятий. Налоговый контроль
Преподаватель:
Налоговый контроль – это специфическая деятельность, направленная на проверку соблюдения налогового законодательства, полноту и своевременность перечисления платежей в бюджет. Возможность осуществления налогового контроля осуществляется в общественных отношениях при создании особых органов , укомплектование их квалифицированными специалистами. Налоговый контроль включает в себя регистрацию и учет налогоплательщиков, учет объектов обложения, поступлений в бюджет, налоговые проверки, мониторинг и др. Налоговый контроль использует разнообразные формы практической организации для эффективного выполнения целей, стоящих перед ним. Одной из них являются тематические проверки, в ходе которых исследуются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности, порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных операций.
АТТЕСТАЦИЯ ИНСПЕКТОРОВ и НАЛОГОВЫХ АГЕНТОВ
Основные задачи налогового инспектора: (презентация)
1) соблюдение налогового законодательства
2) проверка правильности исчисления и налогов и других обязательных платежей в бюджет
3) проверка качества постановки и ведения бухгалтерского учета объектов обложения
4) обеспечение своевременного и полного внесения в бюджет сумм налогов
5) применение санкций за нарушение налогового законодательства
6) профилактика налоговых нарушений.
Проведем аттестацию налоговых работников:
Вопросы инспекторам
1.Назовите основные нормативные документы, используемые при проверке правильности исчисления и уплаты в бюджет земельного налога?
2. В чем заключается главная задача налогового инспектора при проведении проверки начисления и уплаты налогов?
3. Какие действия необходимо произвести налоговому инспектору при проверке правильности начисления налогов на доход?
4. На что необходимо обратить внимание при проверке правильности исчисления и уплаты земельного налога?
5. Опишите методику расчета КПН.
6. Назовите плательщиков НДС. Что является объектом обложения НДС?
Ситуации
Ситуация 1. Работнику выданы в подотчет деньги на представительские расходы для организации переговоров с партнерами по бизнесу в сумме 130 000 тенге в соответствии с утвержденной сметой. После переговоров работник представил руководству авансовый отчет. Руководство утвердило авансовый отчет, при этом 130000 тенге учтены …. (в затратах предприятия для учета в вычетах при определении дохода, облагаемого КПН.)
Ситуация 2. Юридическое лицо открывает филиал в другом городе и направляет на работу несколько своих работников. Будут ли понесенные работниками расходы относится на их доход для исчисления ИПН? (нет, они будут включаться в вычеты как расходы, связанные с получением дохода у предприятия для расчета КПН)
Ситуация 3. Физическое лицо, инвалид 3 группы, в январе за оказанные услуги по договору гражданско-правового характера получило доход в сумме 80 000 тенге. предприятию, которому были оказаны услуги, он написал заявление на освобождение его дохода от налогообложения на основании ст. 156 НК РК и представленного документа об инвалидности. В связи с этим ему доход выплачен без удержания ИПН у источника выплаты. (да, верно)
Мы видим, что налоговые инспекторы соответствуют своей квалификации и теперь они могут приступить к проведению проверки. Налог выбирается по жребию.
Вопросы ко всем командам на быстроту реакии:
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (презентация
Инспектор, курирующий этот вопрос задает вопросы команде:
1. Кто является плательщиком налога? (юридические лица, индивидуальные предприниматели)
2. Что является объектом обложения налогом? (облагаемый оборот и облагаемый импорт)
3. Что относится к необлагаемому обороту? ().
4. Назовите ставки налога:
5. Назовите сроки представления расчетов текущих платежей и декларации? ().
ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ (презентация)
1. Кто является плательщиком налога? Юридические лица, имеющие объекты налогообложения на праве собственности, постоянного землепользования.
2. Кто не является плательщиком налога? (плательщики ЕЗН, государственные учреждения, государственные предприятия исправительных учреждений).
3. Что является объектом обложения? (земельный участок)
4. От чего зависят ставки налога? (от категории земель, вида населенного пункта и занятости земли)
5. Срок исчисления и дата подачи декларации? (расчет текущих платежей не позднее 15 февраля текущего года, уплата равными долями до 25.02, 25.05, 25.08, 25.11, декларация не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом).
Решение задач:
СИТУАЦИИ
1. Сельскохозяйственное предприятие имеет в собственности земельный участок площадью 230 га, балл бонитета 43, земля степной зоны.
Определить :
1) сумму налога;
2) сроки уплаты налога;
3) порядок и сроки представления декларации;
4) составить корреспонденцию счетов при начислении и уплате налога в бюджет.
Решение: согласно ст. 378, п.2 ставка налога составляет ___, отсюда сумма налога составляет 230 х Ст
Сроки уплаты: 25.02, 25.05, 25.08, 25.11
Декларация: до 31 марта
2. Предприятие имеет в собственности 1300 га земли. Балл бонитета 61. Местные представительные органы повысили ставку налога на 15%.
Определить :
1) сумму налога;
2) сроки уплаты налога;
3) порядок и сроки представления декларации;
4) составить корреспонденцию счетов при начислении и уплате налога в бюджет.
Решение: ст. 383, п.1 ставка налога составляет ______.
Ставка налога = 3188,36 х __% = 3666 тг, 61 тиын
Сумма налога =
Сроки уплаты: 25.02, 25.05, 25.08, 25.11
Декларация: до 31 марта
3. Фирма расположена в городе Астане, имеет в собственности земельный участок площадью 600 кв. м, из них 200 кв. м занято под автостоянку.
Определить
1) сумму налога;
2) сроки уплаты налога;
3) порядок и сроки представления декларации;
4) составить корреспонденцию счетов при начислении и уплате налога в бюджет.
Решение: ст. 81 ставка ___
Сроки уплаты: 25.02, 25.05, 25.08, 25.11
Декларация: до 31 марта
Проверка инспекторами решения задач, выводы, замечания, предложения.
Пока идет проверка решения задач: Экономическая пауза
Назовите сказку Пушкина и предполагаемый вид налога:
1. Международные отношения.(Акцизы, НДС, таможенные платежи)
Делегация работников торговли, возвращаясь с международной ярмарки, нанесла визит правительству небольшого островного государства. Встреча прошла в теплой, дружеской обстановке.
2. На страже отечества. (налог на имущество)
Правительство намерено сократить расходы военно-промышленного комплекса, купив биологический наблюдательный прибор, реагирующий на приближающегося неприятеля.
3. Вести из российской глубинки. (ИПН, госпошлина)
В одном из регионов, пенсионер С. Нашел оригинальный способ улучшения материального положения своей супруги. К сожалению, непомерные запросы последней привели к плачевным результатам.
4. О налогах.(КПН)
Местный священник организовал отдел налоговой полиции, единственный работник которой проследил за своевременной сдачей налога у самой неорганизованной части населения.
5. Внимание!(Акциз, НДС)
В продаже появились фальсифицированные фрукты, употребление которых приводит к негативным последствиям, таким, как продолжительный летаргический сон.
Прежде, чем приобретать фрукты, требуйте сертификат соответствия и лицензию на право торговли.
6. Проблемы молодежи (ИПН, КПН)
Социологический опрос молодых девушек показал, что одна треть опрошенных решила сделать карьеру в области общественного питания, одна треть – посвятить себя ткацкому делу, остальные же надеются на удачное замужество.
Ответы:
Сказка о царе Салтане…
Сказка о Золотом петушке
Сказка о рыбаке и рыбке
Сказка о Попе и работнике Балде
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
Сказка о царе Салтане…
Проведем конкурс капитанов. На ринг вызываются руководители обоих предприятий. Налоговые инспекторы проводят их аттестацию:
КОНКУРС КАПИТАНОВ
ВОПРОСЫ:
1. Назовите плательщиков НТС?
2. От чего зависит ставка НТС?
3. Кто освобождается от уплаты налога?
4. Налоговый период по НТС?
5. Срок уплаты налога?
Ситуация 1.
Организация имеет автомобиль Тойота объемом двигателя 2300 куб см. ставка налога 5МРП +(300 х 7)
Определить
1) сумму налога;
2) сроки уплаты налога;
3) порядок и сроки представления декларации.
Ситуация 2.
Организация имеет автомобиль Нива объем двигателя 1600 куб см. ставка налога 3 МРП + (100 х 7)
Определить
1) сумму налога;
2) сроки уплаты налога;
3) порядок и сроки представления декларации.
Если капитан, верно ответил на вопросы и решил задачу, команда получает дополнительный балл.
4 РАУНД
“Свой налог”
Пример “Налог с посетителей ночных клубов (заведений)”
– налогоплательщики – посетители ночных клубов старше 18 лет;
– объект налогообложения – посещение ночного клуба;
– налоговая ставка – 10% от стоимости входного билета (например: стоимость входного билета – 200 тг., сумма налога – 20 тг.; итого стоимость билета – 220 тг.);
– сроки уплаты – не позднее 15 числа, следующего за отчетным месяцем в налоговые органы;
– расход налоговых поступлений – часть налоговых поступлений пойдёт на благотворительность: клиники для больных СПИДом (наркоманов), раковыми заболеваниями; в детские дома, приюты.
– история налога – налог стали взимать (применять) в нашем городе, когда стали открываться (работать) ночные клубы (заведения).
Выводы, обсуждение, оценки.
5 РАУНД
Игра “Слова”
Задание:Записать слова (термины), связанные с содержанием курса Налоги и налогообложение. (кто больше)
Ответы
За каждый ответ 1 балл.
Подведение итогов игры.