ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
Информатизация является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования.
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. Сегодня практически каждый преподаватель по любой дисциплине может подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время, позволяет обучающемуся работать в своем темпе, позволяет педагогу работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Информационные технологии, как правило, рассматривают в трех аспектах:
Для педагога при использовании ИКТ на уроках открывается ряд возможностей: компьютер берет на себя функцию контроля знаний, помогает сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями каждого обучающегося.
ИКТ может применяться следующим образом: для подготовки раздаточных материалов; в качестве мультимедийного сопровождения урока; компьютерное тестирование и др. Психологи отмечают, что современные дети информацию на экранах мониторов, ноутбуков, проектора, телевизора воспринимают намного лучше, чем печатную книжную информацию. Поэтому в процессе обучения, как правило, повышается интерес обучающихся к урокам с использованием ИКТ.
Организовывая урок с использованием ИКТ, нужно учитывать следующие факторы:
Процесс внедрения новых информационных технологий в образование в целом дал свои положительные результаты:
-увеличился объём образовательных ресурсов в Интернет,
-повысилась активность преподавателей и обучающихся в использовании ресурсов и возможностей Интернет.
При использовании Интернет – технологий появляется возможность:
–развивать навыки работы с информацией;
-познакомить обучающихся с разнообразными способами изложения материала и наглядного оформления мыслей;
-научить находить информацию в различных источниках;
-пользоваться автоматизированными системами поиска;
-выделять в информации главное и второстепенное; упорядочивать, систематизировать;
-развивать критическое мышление обучающихся;
-развивать навыки самообразования;
-создавать собственные информационные прототипы и продукты.
Образуется достаточно широкий проектируемый спектр применения Интернет-технологий в образовательном процессе:
-работа с браузерами, поисковыми системами;
-использование почтовой программы;
-виртуальное общение;
-участие в телеконференциях, проектах, конкурсах;
-создание Web – сайтов, Web – порталов;
-создание собственных проектов и их размещение в сети Интернет.
Система компьютерных телекоммуникаций – это живая информационная среда, в которой все люди имеют равные возможности доступа к необъятным информационным ресурсам. Современное образование с успехом использует средства Интернет в дистанционном обучении педагогов и обучающихся.
Можно выделить следующие преимущества дистанционного обучения через Интернет:
-возможность заниматься в удобное для себя время;
-одновременное обращение большого количества обучающихся ко многим источникам учебной, общение через сети друг с другом и с преподавателями;
-использование в образовательном процессе современных информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое информационное пространств»;
-социальное равноправие (равные возможности получения образования у всех желающих);
-стимулирование самостоятельности в обучении.
Как у любого средства дистанционного обучения, у Интернет есть и свои недостатки:
-ограниченные технические возможности и медленные модемы приводят к задержкам в получении и передаче информации; обучения;
-успешность обучения частично зависит от навыков в управлении компьютером, работы в Интернет.
Но использование ИКТ в преподавании различных предметов школьного курса невозможно без достаточной технической базы, соответствующего программного обеспечения и подключения к сети Интернет и достаточных умений работы с компьютером самого педагога.
Роль телекоммуникаций необычайно велика и при дистанционном обучении, при участии в дистанционных конкурсах, олимпиадах, в процессе участия в которых происходит продуктивная познавательная деятельность детей.
Самостоятельность обучающихся при работе в Интернет (поиск информации, выполнение проектов, участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах) позволяет рассматривать глобальную компьютерную сеть работы с Интернет как инструмент познания и саморазвития, что, в свою очередь, способствует проявлению социальной активности учащегося.
Общая информационная культура общества неразрывно связана с эффективностью внедрения ИКТ в процессы обучения. Использование Интернет педагогом ставит ряд проблем, решение которых зависит от эффективного взаимодействия ряда субъектов науки и практики: создателей образовательных порталов и обучающих программ, методистов и педагогов для организации образовательной деятельности в условиях информационного общества.
Использование ИКТ – мощное средство для создания оптимальных условий работы на уроке, но оно должно быть целесообразно и методически обосновано. ИКТ следует использовать только тогда, когда это использование дает неоспоримый педагогический эффект и ни в коем случае нельзя считать применение компьютера данью времени или превращать его в модное увлечение.