Мастерская «Школа педагогических инноваций»: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Цель: показать важность составляющей профессионально культуры современного педагога, его духовно- нравственной культуры и этики.
Уважаемые коллеги!
Человек с высокими моральными качествами может добиться многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог.
Преподаватель для обучающегося – первый человек после родителей. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от нас с вами высокого профессионализма и педагогического такта.
Кстати, «такт» в переводе с греческого – «легкое прикосновение». «Легкое прикосновение» к человеку, его мыслям, чувствам, умение понять, посочувствовать, пожалеть. Постоянное общение требует от него «большого такта, сочетающего в себе высокую требовательность, чуткость, справедливость, гуманность, настойчивость, выдержку и самообладание».
Проблема. Я предлагаю начать нашу работу с просмотра фильма «Педагогическая драма» (Ералаш)
Всегда ли можно предсказать итог ситуации?
Определите тему.
Я предлагаю поговорить о педагогической этике современного преподавателя.
Самым важным явлением в учебном заведении, самым поучительным предметом, самым живым примером для обучающегося является сам педагог.
На педагога возложена ответственная миссия: не только обучать, развивать интеллектуальные способности, закладывать определенные знания, но и воспитывать новое поколение.
В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.
Педагог спросит себя, кем он является для своих воспитанников:
Он – старший товарищ: поговорит, посоветует, придумает что-то новое, удивительное.
Он – арбитр: разберет по справедливости, по законам совести.
Он – защитник: оградит от обидчика.
Он – творец радости: с ним интересно, весело.
Он мудрец: он все знает, все умеет, все может, всему научит.
Он – близкий человек, который заменяет ребенку мать в ее отсутствие. Рядом с ним по-домашнему тепло и уютно, и потому ребенок расцветает, раскрывается, несет ему самое заветное, сокровенное.
Я предлагаю вам сыграть в следующую игру.
Упражнение 1. «Комплимент»
Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.
Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.
Инструкция: вспомним слова Б. Окуджавы
« Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это все любви счастливые моменты…!
Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.
Например:
– Наташа, ты такой отзывчивый человек!
– Да, это так! А еще, я добрая!
-А у тебя Оля, такие красивые глаза!
Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я (добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.
Упражнение 2. «Тарелка с водой»
Цель упражнения: развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи
Задание: группа участников, молча с закрытыми глазами, передает по кругу тарелку с водой.
В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.
Игра «Эврика». ( Решение педагогических ситуаций)
Ведущий: Как известно, Архимед воскликнул: « Эврика!», когда ему в голову пришло решение сложной задачи. Посмотрим, как вам удастся решить сложные педагогические ситуации.
Ситуация 1:
Учительница: “А теперь, чтобы вы лучше запомнили, какими бывают обстоятельства, составим таблицу”. Из класса раздалось недовольное нытье: “Ну зачем”, “Вот еще!”, “Давайте не будем”, “Мы и так запомним”.
Учительница (озадаченно помолчав): “Ну, хорошо, таблицу мы делать не будем, сделаем только памятку”. Опять недовольные выкрики из класса: “Зачем?” “Давайте, лучше таблицу!” и т.д. Учительница: “Ну уж нет, не захотели таблицу, будем делать памятку, сразу нужно было думать”.
Оценка ситуации:
Прогнозирование:
Решение:
Ситуация 2: Урок немецкого языка.
Перед учителем не только его группа, но и группа заболевшего учителя. Ребята ведут себя отвратительно: говорят в полный голос, ругаются, перекидываются записками, самолетиками и т.д., хамят учителю (но осторожно, не впрямую).
Особенно выделяется один мальчик.
Учитель, стараясь не обращать внимания, ведет урок, время от времени грозя всей галерке двойками, директором и родителями.
Очередное задание – подготовить пересказ текста.
Через какое-то время учительница спрашивает самого шумного ученика, готов ли он к пересказу. Тот отвечает, что может пересказать только первое предложение.
Учитель: “Значит, я ставлю тебе два”.
Ученик: “Нет, в таком случае я перескажу”.
Учитель: “Поздно. Раньше надо было думать”
Ученик: “Да я перескажу”.
Такая перепалка продолжается еще несколько минут, в результате учительница ставит двойку, а ученик, оскорбив ее, хлопает дверью.
Учитель, ничего не сказав, продолжает урок.
Оценка ситуации:
Прогнозирование:
Решение:
Упражнение – тренинг «Продолжи фразу»
Произнесите фразу «Иди сюда»
1) громко,
2) возмущенно,
3) радостно,
4) таинственно.
Скажите «Достаем двойные листочки»
1) тихо,
2) громко, ласково,
3) удивленно,
4) радостно.
Произнесите фразу «Выйди и зайди обратно»
1) торжественно,
2) возмущенно,
3) радостно,
4) без настроения.
Скажите «Желающие есть?»
1) шепотом,
2) громко,
3) строго,
4) радостно.
Произнесите фразу «Скажите, вместе посмеемся»
1) громко,
2) возмущенно,
3) радостно,
4) таинственно.
Скажите «Завтра с родителями к директору»
1) тихо,
2) громко, ласково,
3) удивленно,
4) радостно.
Упражнение тренинг: « Хорошо ли быть педагогом?!»
Цель: развивать реакцию, логическое мышление, умение находить аргументы в утверждение высказываний, характеризующих профессию педагога.
Ведущий: Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам по очереди высказаться о своей работе, приводя доводы о ее значимости. Найти положительные стороны и отрицательные.
Заполните таблицу
Педагогом быть хорошо – это интересная, динамичная работа. |
Педагогом быть плохо – работа трудная, требует обширных знаний, постоянно надо читать методическую литературу… |
Педагогом быть хорошо – эта работа благодарная, это счастье – видеть горящие глаза детей, учить их добру, давать им знания. |
Педагогом быть плохо – все постоянно проверяют, как ты работаешь, чем занимаешься с детьми, приходится постоянно писать планы. |
Педагогом быть хорошо – тебя уважают родители, прислушиваются к твоему мнению и т.д. |
Педагогом быть плохо – постоянно приходится сдерживать себя, свои эмоции по отношению к окружающим. |
Задание № 6 «Дружная команда»
Ведущий для капитанов раздает задания, для выполнения которого каждому капитану необходимо организовать всех участников своей команды, распределив отдельные поручения
- «Организовать субботник на территории колледжа»
- «Организовать подготовку праздника для коллектива «8 марта»,
- «Организовать участие в конкурсе «Учитель года».
- «Организовать и провести педагогический совет»
- «Организовать и провести неделю ЦК»
- «Организовать областной мастер класс»
Но при этом, каждому участнику ведущий обозначает свою роль:
Первый участник команды повторяет все время одну фразу: «Я спешу, мне некогда. Давайте побыстрее»;
Второй: «Это буду делать я, я умею, я могу, я хочу»;
Третий: разговаривает по телефону и не слушает руководителя;
Четвертый: «Сколько это будет продолжаться. Им что делать больше нечего»
Пятый: «А почему опять я, и так всегда я»
Шестой: «Посмотрите, а у меня чудесная новая кофточка»
Седьмой: «Чудесная идея! Прекрасно!»
Решение МС:
1. Разработку Методического Совета внести в банк данных методического кабинета
Ответственные: Тайжанова А.К. – заместитель директора по УМР
Срок: до 7 февраля 2019 года
2. Материал Методического Совета распространить среди классных руководителей, внести корректировки под обучающихся и провести на классных часах.
Ответственные: Айтуарова Л.Н.– заместитель директора по ВР, Шукманова А.К. – педагог-психолог, классные руководители
Срок: до 2 апреля2019 года
3. Продолжить работу по сплочению коллектива по проблеме Методического Совета
Ответственные: администрация и педагогический коллектив
Срок: постоянно