МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РУЛЕТКА»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка внеклассного мероприятия – деловой игры «Экономическая рулетка» рекомендуется для применения в учебно-воспитательном процессе со студентами средних профессиональных учебных заведений, обучающихся на экономических специальностях.
Не знаю где как, а у нас в колледже такие формы интеллектуальных игр как: «Что? Где? Когда?», «Звездный час», «Поле чудес» – несколько поднадоели.
Студентам всегда интересно что-то новенькое. Поэтому я хочу познакомить своих уважаемых коллег со сценарием интеллектуальной игры – «Экономическая рулетка». Игра несет в себе огромные воспитательные возможности, так как управляя ее содержанием, включая в сюжет определенные роли, педагог может программировать положительные чувства у студентов. Подросток, играя ту или иную роль, обогащает свою собственную личность. Игры прижились в нашем коллективе быстро и безболезненно потому, что в колледже педагоги выше всего в общении со студентами ценят добрые отношения.
Целью разработанной игры «Экономическая рулетка» является закрепление студентами знаний и умений, полученных на уроках теоретического обучения по экономическим дисциплинам и применения их в практической деятельности.
Данное мероприятие, на мой взгляд, развивает экономическое мышление у студентов, активизирует их познавательную деятельность в освоении профессии бухгалтера, позволяет разнообразить формы и методы обучения. Ведь учебный труд, как и всякий другой интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро развивают скуку.
В предлагаемой мною игре «Экономическая рулетка» закрепление знаний и умений полученных студентами осуществляется путем постановки вопросов и задач в виде тестов различного уровня. И чем больше вопросы связаны с усвоенными ранее знаниями, тем они интереснее для участников. Вопросы тестов постепенно усложняются и, в случае правильного ответа, у студентов вызывают чувство удовлетворенности своим творческим развитием. Ведь только в творческом коллективе ребята вырастают не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя.
Методика организации и проведения игры «Экономическая рулетка»
В данной игре принимают участие студенты, обучающиеся на экономических специальностях. Игра проводится в учебной аудитории с группой студентов 10-20человек. Оборудование: учебные столы и стулья, секундомер, монеты достоинством в «1ум» и «8 умов».
Игра проводится в три тура, в процессе которых осуществляется отбор студентов, показавших лучшие знания по экономическим дисциплинам. Игру проводит ведущий и 2-3 помощника- крупье.
Для игры участникам выдается одинаковое количество фишек (денег). Участие в туре принимает игрок, сделавший ставку, т.е. который положил определенную сумму денег в кассу казино. После того, как будут сделаны ставки, игрокам задаются вопросы из различных областей экономических знаний. Если игрок отвечает правильно, его ставка удваивается. Если дается неправильный ответ, деньги уходят в пользу казино. В следующий тур проходят только те игроки, которые заработали в предыдущем туре максимальное количество денег.
В первом туре для ускорения подведения итогов и расчетов с игроками целесообразно разделить участников на 2-3 группы по 6-7 человек. За ходом игры в каждой группе должен следить помощник ведущего- крупье. Ставки делаются перед каждым вопросом. Вопросы в первом туре можно задавать в виде тестов первого уровня. Игроки в течение пяти секунд на листочках пишут вариант правильного, на свой взгляд, ответа.
Во втором туре принимают участие те игроки, которые заработали в первом туре максимальное количество денег. На этом этапе каждому игроку устно задается отдельный вопрос, на который он должен ответить в течение 10 секунд. Вопросы могут представлять собой тесты второго уровня.
В третьем (финальном) туре принимают участие победители второго тура. Финалистам на отдельных бланках выдаются одинаковые задания в виде тестов третьего уровня. Например: «Произвести изменения в первоначальном балансе под влиянием определенной хозяйственной операции» (Время-1 минута). Если с этим заданием справляются два и более игрока, необходимо продолжить игру до тех пор, пока не определится победитель.
На заключительном этапе игры можно провести короткий развлекательный конкурс для выбывших в процессе игры участников, например «кот в мешке».
Затем подводятся итоги игры и награждаются победители.
План мероприятия Деловая игра «Экономическая рулетка
Цель: закрепление знаний и умений студентов, полученных на уроках теоретического обучения по экономическим дисциплинам и применения их в практической деятельности.
Задачи:
- Способствовать систематизации знаний студентов, полученных при изучении экономических дисциплин.
- Развивать навыки логического мышления
- Способствовать формированию ключевых компетенций в освоении профессии бухгалтера.
- Воспитывать интерес к будущей профессии через призму игровой ситуации.
- Кондраков Н.П. Самоучитель по бухгалтерскому учету. – М.: Нио Рус;1997.-416 с.
- Пипко В.А., Бинатова В.М. Азы бухгалтерского учета. – Ставрополь: ГП Ставропольская краевая типография, 1996.-152с.
- Практикум по основам экономической теории: Уч. пособие для 10-11кл. общеобразоват. учрежд. с углубленным изучением экономики Гос. унив. – Высшая школа экономики; Под ред. С.И.Иванова.-5-еизд.-М.:Вита-пресс, 2004.-272с.
- Романова Н.И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика; 1994.-48с.
- Журнал «Воспитание школьников», 2000г.
Вид мероприятия: деловая игра.
Методы и приемы:
– информационно-рецептивный;
– эвристический;
Ход мероприятия
Время проведения – 40 мин.
1. Вводная часть – 2 мин.
1.1. Проверка наличия студентов
1.2. Объявление темы и цели мероприятия
1.3. Изложение порядка проведения мероприятия.
2. Основная часть – 35 мин.
3. Подведение итогов мероприятия – 3 мин.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья. Мы рады приветствовать всех вас на нашей экономической рулетке. Пусть девизом нашей сегодняшней встречи станет вольная интерпретация русской поговорки: «Плох тот студент, который не мечтает стать хорошим специалистом».
Очень приятно, что среди гостей сегодня присутствуют: (перечисляются)
Целью нашей игры является закрепление знаний и умений, полученных на уроках теоретического обучения по экономическим дисциплинам и применения их на практике.
Для начала объясню правила игры.
Наша рулетка – это то место, где каждый может заработать деньги не как-нибудь, а своим собственным умом. Только деньги у нас особенные! Это монеты достоинством в «один ум»… Помните, как говорится: « Один ум хорошо, а два лучше». А их у вас, дорогие игроки, «умов» сегодня будет ровно по четыре у каждого. Причем, в течение игры вы сможете как увеличить свое умственное состояние, так и стать банкротом, потеряв все свои деньги.
Игра состоит из трех туров. В каждом туре будут заданы вопросы из экономики, бухгалтерского учета, маркетинга или статистики. Перед каждым вопросом все игроки должны будут сделать определенную ставку. В случае удачи, т.е. если на вопрос вы ответите правильно – ваша ставка удваивается. Если же ответ на поставленный вопрос будет неправильным, тогда не отчаивайтесь, ваши « умы» пополнят кассу нашего экономического казино. Как видите, условия игры просты.
Итак, начинаем 1-й тур нашей игры (время – 10 минут).
Я задаю вопрос и варианты ответов на него. Вы должны в течение 5секунд на цветном листочке написать вариант правильного, на ваш взгляд, ответа. (Приложение 1). Каждый вопрос 1-го тура стоит «один ум». Прошу, делайте ваши ставки. Теперь помощники крупье после каждого вопроса будут проверять ваши листочки с ответом и рассчитываться с игроками.
Во второй тур пройдут те игроки, которые заработают в первом туре не менее «восьми умов».
(Задаются вопросы, идет расчет с игроками).
Ведущий: Конфуций в свое время сказал: «Учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятно?!».
Итак, приступаем ко второму туру нашей игры. В этом туре играют те участники, которые заработали в прошлом туре не менее восьми « умов». Цена вопроса на этот раз 8 «умов». В случае правильного ответа ваша ставка удваивается.
Каждому участнику второго тура будет задан только один вопрос. Он должен дать ответ на него в течение 5секунд. В третий тур, т.е. в финал выдут те игроки, которые заработают в этом туре не менее 16 «умов».
(Задаются вопросы, идет расчет с игроками). (Приложение 2)
А теперь подсчитаем «умы» и определим, кто у нас вышел в финальный тур.
Ведущий: Кто из вас, о достойнейшие из достойных, в ладу с бухгалтерским учетом? Делайте ваши ставки. Ставка одного вопроса 16 «умов».
Китайский философ Конфуций как-то сказал, словно для нас с вами: «Хорошо обладать природным дарованием, но упражнения, друзья, дают нам больше, чем природное дарование».
Итак, в третьем туре финалистам будут выданы бланки первоначального бухгалтерского баланса на определенную дату. Вам в течение одной минуты необходимо произвести изменения в балансе в результате определенной хозяйственной операции и рассчитать баланс на конец периода, а также написать бухгалтерскую проводку.
(Задается вопрос ) (Приложение 3)
Ведущий: Русская пословица гласит: «Учиться – всегда пригодится», а один древнейший философ о том же писал: «Сын мой! От юности своей предайся учению, и до седин своих найдешь мудрость!».
Но мы до седин ждать не будем и уже сейчас подсчитаем «умы» у наших финалистов, чтобы одного из них чествовать по всем правилам нашего казино.
Победителю вручается главный приз.
Ведущий: Быстро летит время, завершились три тура нашей игры. Я хочу немного развеселить наших выбывших из игры участников. Я объявляю таинственный конкурс. Кто мне скажет, что означает выражение « купить кота в мешке?»
Итак, конкурс: « Кот в мешке». Делайте ваши ставки-1 «ум».
Вопрос: Сегодня ты о них мечтал
Их кто-то нынче потерял
Без них тебе не обойтись?
Тогда плати и не скупись.
Ответ: 8 «умов».
(Вручаются призы тем, кто ответил правильно)
Наша игра подошла к концу, спасибо всем за участие!
Приложение 1
ВОПРОСЫ ПЕРВОГО ТУРА
1. Кто насеет ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии?
а) Главный бухгалтер
б) Технический руководитель
в) Руководитель предприятия
2. Что является основанием для записи хозяйственной операции в учетных регистрах?
а) устное указание главного бухгалтера
б) письменное указание главного бухгалтера
в) первичные учетные документы
З. Что произойдет со спросом на товар, если цена на него повысится?
а) спрос останется прежним
б) спрос повысится
в) спрос уменьшится
4. Какими являются счета бухгалтерского учета, предназначенные для учета имущества организации по составу?
а) пассивными
б) активными
Приложение 2
ВОПРОСЫ ВТОРОГО ТУРА
1. Каким основным нормативным документом регламентируется учетная политика организации?
Ответ: Положение по бух. учету «Учетная политика организации».
2. 3авершите предложение: Предметом бухгалтерского учета является…
Ответ: хозяйственная деятельность организации.
3. Завершите предложение:
Сущность двойной записи состоит в том. Что каждая хозяйственная операция отражается…
Ответ: в одинаковой сумме по дебету одного счета и по кредиту другого.
4. Дать определение:
Что такое основные средства?
Ответ: основные средства – это такие орудия труда, которые участвуют в процессе производства длительное время и при этом не меняют свою форму, а лишь постепенно изнашиваются, перенося свою стоимость (в виде износа) на стоимость вновь созданной продукции.
5. Дать определение:
Что такое оборотные средства?
Ответ: оборотные средства – это предметы и продукты труда, которые участвуют в процессе производства всего лишь один раз, при этом теряют свою форму и полностью передают свою стоимость на стоимость вновь созданной продукции.
6. Дать определение:
Что такое нематериальные активы?
Ответ: нематериальные активы – это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход.
7. Дать определение:
Что такое бухгалтерский баланс?
Ответ: Бухгалтерский баланс-это способ отражения средств предприятия и источников их образования на определенную дату в денежном выражении.
8. Что изучает микроэкономика?
Ответ: Микроэкономика изучает деятельность малых экономических единиц, таких как организация, фирма, фермерское хозяйство и т.д..
9. Что изучает макроэкономика?
Ответ: Макроэкономика изучает крупномасштабные экономические явления, такие как инфляция, безработица, экономический рост.
10. Что такое скорость обращения денег?
Ответ: Это число оборотов денежной единицы за определенное время (год, квартал, месяц).
11. Что такое инфляция?
Ответ: Инфляция – процесс обесценивания денег из-за роста цен на товары и услуги.
12. В чем основное различие розничной торговли от оптовой?
Ответ: Оптовая торговля осуществляется большими партиями и предназначена для последующей перепродажи или производства.
Розничная торговля осуществляется мелкими партиями или поштучно и служит для конечного потребления населением.
13. Что такое облигация?
Ответ: Облигация – ценная бумага, дающая право получить денежный долг с определенным процентом.
14. Что такое акция?
Ответ: Акция – ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом, удостоверяющая право владельца на долю в капитале, на участие в управлении акционерным обществом и на получение доходовв виде дивидендов.
15. Перечислите 4-е основные элемента рынка.
Ответ: Цена, спрос, предложение, конкуренция.
16. Кто является субъектами спроса и предложения на рынке труда?
Ответ: Работник – субъект предложения, работодатель – субъект спроса.
Приложение 3
ВОПРОСЫ ТРЕТЬЕГО ТУРА
1 .Как изменится бухгалтерский баланс под влиянием следующей хозяйственной операции:
В кассу с расчетного счета на хозяйственные нужды поступило 1000рублей, если начальный бухгалтерский баланс на 01.01.2008г:
Ответ:
АКТИВ |
СУММА |
ПАССИВ |
СУММА |
Материалы |
20000 |
Уставный капитал |
50000 |
Расчетный счет |
80000 |
Расчеты с кредиторами |
20000 |
Касса |
1000 |
Расчеты по оплате труда |
30000 |
Расчеты с бюджетом |
1000 |
||
БАЛАНС |
101000 |
БАЛАНС |
101000 |
Д50К51 – 1000 рублей. |
2. Как изменится бухгалтерский баланс, если:
Удержан подоходный налог с заработной платы в сумме 3000 рублей.
Ответ:
ПАССИВ |
СУММА |
Уставный капитал |
50000 |
Расчеты с кредиторами |
20000 |
Расчеты по оплате труда |
27000 |
Расчеты с бюджетом |
4000 |
БАЛАНС |
101000 |
Д70К68 – 3000 рублей. |
З. Как изменится бухгалтерский баланс, если:
На предприятие от поставщиков поступили материалы на сумму 3000 рублей, счета еще не оплачены.
Ответ:Корреспондируется активный счет 10 «Материалы» и пассивный счет 60 «Расчеты с поставщиками».
Ответ:
АКТИВ |
СУММА |
ПАССИВ |
СУММА |
Материалы |
50000 |
Уставный капитал |
50000 |
Расчетный счет |
80000 |
Расчеты с кредиторами |
50000 |
Касса |
1000 |
Расчеты по оплате труда |
30000 |
Расчеты с бюджетом |
1000 |
||
БАЛАНС |
161000 |
БАЛАНС |
161000 |
Д10К60 – 3000рублей |
4. Как изменится бухгалтерский баланс, если:
Перечислили с расчетного счета задолженность бюджету на сумму 1000 рублей.
Ответ: В этом случае корреспондируется активный счет 51 «расчетный счет» и пассивный счет 68 «расчеты с бюджетом»
АКТИВ |
СУММА |
ПАССИВ |
СУММА |
|
Материалы |
20000 |
Уставный капитал |
50000 |
|
Расчетный счет |
79000 |
Расчеты с кредиторами |
20000 |
|
Касса |
1000 |
Расчеты по оплате труда |
30000 |
|
Расчеты с бюджетом |
0 |
|||
БАЛАНС |
100000 |
БАЛАНС |
100000 |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ