Методы развития творческих способностей учащихся
Задача формирования творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Развитие творческой личности было и остается одной из важнейших задач обучения и воспитания. Размышляя сегодня над этой проблемой, правомерно поставить вопрос: в чем же причины той исключительной остроты, с которой формулируется эта задача сейчас? Разве она не была поставлена и решена в свое время в теории и на практике выдающимися советскими педагогами Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Т. Шацким, В.А. Сухомлинским и другими.
Эффективность работы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого обучающегося, формирует творческую личность, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.
Задача развития творческих возможностей обучающихся, воспитания в них новаторского отношения к труду все больше и больше овладевает педагогическим сознанием ученых и учителей. На это ориентирует и программа практического обучения.
Сущность данных задач заключается в том, «что на основе некоторых данных в условии задачи, предъявленных явно или предполагаемых известными обучающемуся, и требований задачи решающий должен решить проблему, найти искомое, осуществив при этом, т. е. по ходу решения, одну или несколько процедур творческой деятельности».
Особая роль в формировании творческой личности, способной в будущем к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности, отводится урокам специальных дисциплин.
Активизация творческой познавательной деятельности обучающихся зависит в большой степени от методов обучения, которые использует педагог на этих уроках.
С помощью методов обучения реализуются образовательная, воспитательная и развивающая задачи. Именно в этот момент развивается познавательный интерес, познавательная активность, которые не возникают сами по себе. Ведущая роль в этом процессе принадлежит учебному заведению, педагогу.
Особенность метода обучения обусловлена взаимодействием педагога и обучающегося. Она проявляется во внешней деятельности – организации обучающегося на работу и во внутренней — управлении развитием обучающегося:
Поэтому педагогическая ценность метода определяется не столько внешней формой его выражения, сколько внутренней, раскрывающей творческие возможности развития личности обучающегося на уроке.
В последнее время педагогической общественностью широко дискутируются вопросы «педагогики сотрудничества», «педагогики сотворчества». Речь идет об активной позиции учителя и ученика в едином стремлении к достижению благородной цели – всестороннего гармонического развития личности.
Умение правильно строить свои отношения, сделать их соучастниками учебно-воспитательного процесса отличает педагогов-новаторов. Фактически они реализуют на практике главную особенность метода обучения – совместную деятельность для формирования личности. Именно это является камнем преткновения в работе многих педагогов, хотя их нельзя обвинить в плохом знании предмета или слабости методической подготовки. Планируя урок согласно его задачам и содержанию, педагог правильно выбирает проблемно-поисковые методы для развития творчества, самостоятельности, инициативы школьников. Это может быть:
Для формирования творческой личности обучающегося я стараюсь использовать все методы, которыми располагает современная дидактика:
1. Объяснительно-иллюстративные: рассказ; объяснение; опыты; таблицы и др.
Это способствует формированию знаний об основных элементах производства, материалах, технике, технологии, организации труда и трудовой деятельности человека.
2. Репродуктивные (воспроизводящие) Эти методы содействует развитию практических умений и навыков.
3. Проблемно-поисковые: проблемное изложение, частично-поисковые, исследовательские.
При выборе методов обучения я ориентируюсь на те, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность обучающихся, расширяют у них политехнический кругозор, формируют практические умения, содействуют становлению творческой личности. При подготовке к занятию я продумываю, каких микросдвигов в развитии внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, нравственности буду добиваться на данном уроке, какие для этого буду использовать методические приемы.
При дидактически правильном использовании метода в полной мере реализуется развивающая и воспитывающая составляющие учебного процесса. Формирование устойчивого интереса у обучающихся к данной форме учения является обязательной педагогической задачей, которую я стараюсь решить. Навыки ученического самоуправления, формируемые и совершенствуемые при коллективных формах деятельности, создают предпосылки для максимального использования умственных способностей каждого обучающегося, позволяют проявить ему свою неповторимую индивидуальность на отдельных этапах деятельности. При этом обучающиеся сами определяют круг возможных проблем для индивидуального и для коллективного погашения возникающих проблем. Целесообразно знакомить обучающихся и с индуктивными, и с дедуктивными способами разрешения проблем.
Решение проблем методом восхождения от абстрактного к конкретному может рекомендоваться как более предпочтительное. Установление различных аналогий тоже является эффективным средством поиска принципиально новых решений.
Контроль и самоконтроль обеспечивают эффективность освоения необходимых знаний.
Образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения в комплексе могут быть реализованы на фоне высокой эмоциональной активности учащихся. В этом смысле целесообразно всеми методами привлекать внимание к человеческим факторам преобразовательной деятельности, к ее мотивации, жизненной необходимости, удовлетворяемым потребностям, эстетическим и эргономическим составляющим, к созидательным, а не разрушительным аспектам отношений.
Эмоциональная окрашенность процесса учения способствует созданию работоспособных творческих коллективов учащихся, объединенных единой целью, мотивированных на достижение этой цели в заданные сроки. Формируется чувство ответственности перед педагогом и одноклассниками, способность к самооценке собственных достижений и к выработке индивидуальных технологий учения. Школьники действуют на основе положительных установок, они способны к переживанию и сопереживанию успехов и неудач.
Посредством метода проекта удается установить прочные связи между теоретическими знаниями обучающихся и их практической преобразовательной деятельностью. Эти методы позволяют облегчить и интенсифицировать творческую деятельность. Обучение применению данных методов носит явно выраженную политехническую направленность, поскольку обучающиеся знакомятся с закономерностями и перспективными направлениями развития общества, техники и технологий. При этом формируются политехнические умения и навыки.
От того, насколько точно и четко были выполнены технологические операции, насколько полно и прочно усвоены приобретенные знания, будет зависеть оценка проекта.
Использование вышивки для оформления какого-либо швейного изделия является основой для творческих проектов, помогает детям более полно выразить свой творческий замысел, придать изделию большую индивидуальность.