ОБУЧЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ КАК НОВАЯ СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В своем послании народу Казахстана от 5 октября 2018 года Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» отметил, акценты в образовании смещаются в сторону модели 4К: развития креативности, критического мышления, коммуникабельности и умения работать в команде [1]. Глобальные тренды, в том числе и в образовании, показывают, что новое качество развития должно основываться в первую очередь на широком внедрении элементов Четвертой промышленной революции [2].
За последние двадцать лет смартфоны стали неотъемлемой частью нашей жизни и головной болью для преподавателей. Почти три четверти подростков 16-18 лет используют мобильные устройства, при этом не собираются отказываться от них. Дискуссии о дозволении или запрете использовать эти гаджеты возникают очень часто. При этом очевидна противоречивость позиции самой системы образования в отношении использования современных электронных технологий, так как она пока не выработала тактику поведения в условиях новой волны информатизации.
Исходя из сложившейся ситуации, каждый педагог самостоятельно ищет новые способы, выходя из зоны комфорта и пересматривая свое отношение к гаджетам, и внедряет инновации в зависимости от личного отношения к ним.
Во-первых, смартфоны и планшеты уже не вычеркнешь из жизни современного подростка. Подростки одновременно живут в двух мирах: реальном и виртуальном, даже на уроке.
Во-вторых, помимо использования мобильных устройств в качестве платформы связи с помощью приложений WhatsApp и социальных сетей между обучающимися и преподавателями, на сегодняшний день нарабатываются форматы эффективного обучения с помощью гаджетов.
Среди таких форматов, например:
BYOD (Bring Your Own Device — «Принеси собственное устройство»). Обучающимся предлагают использовать на занятиях свой гаджет для поиска информации, просмотра видеоматериалов.
Плюсы формата: Студенты получают информацию в привычной для них форме (через видео, статьи, чаты) и охотнее учатся. Они увереннее управляют собственным образованием и за пределами организации образования.
Формат «перевернутого класса» (flipped classroom). Изучение материала и выполнение заданий происходит в противоположной стандартному уроку последовательности. Дома обучающийся через интернет просматривает теоретическую часть, предложенную преподавателем, часто в формате мультимедиа. На уроке же делаются практические задания.
Плюсы формата: Это высвобождает больше времени на общение педагога и обучающегося и на работу в группе. Проболевшие обучающиеся легче включаются в учебу: образовательный портал колледжа и видеолекции, размещенные на сайте колледжа содержат всю необходимую информацию по теме. Кроме того, к такому ресурсу всегда можно вернуться накануне зачётного и экзаменационного периода [5, с.1].
Мобильные Web-приложения. Приложения могут использоваться в качестве поддержки учебного процессас помощью интерактивных заданий и модулей.
Плюсы формата: позволяет сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легкодоступным. Помимо уже известных компьютерных программ и интернет-сайтов (Microsoft Office, ActivInspire, TestX, Adobe PhotoShop, Prezi.com, CorelDrow, Youtube, Bilimland.kz) в учебный процесс Житикаринского политехнического колледжа активно внедряются перспективные направления современных информационных технологий обучающие Web-приложения: LearningApps.org, Quizlet, Kahoot, Plickers, Aurasma и другие. На фоне новеньких смартфонов и планшетов колледжные компьютеры и ноутбуки (зачастую устаревшие) не дают тех возможностей общения и поиска информации, которые есть у персональных устройств. Да и доступ к такой технике есть зачастую только на уроках специальных дисциплин или информатики. К тому же с учётом трудностей приобретения информационно-коммуникационного оборудования организацией образования приходится адаптировать в учебный процесс те технологии, которые имеются практически у всех под рукой, требуется лишь наличие скоростного интернета [6, с.3].
Новый тренд среди обучающихся в сфере носимых гаджетов это наличие наушников от смартфонов. Образ современного студента, который не расстаётся с наушниками ни на улице, ни в транспорте, ни дома, получил широкое распространение среди молодежи. Данную тенденцию преподаватели иностранных языков и специальных дисциплин решили рассмотреть как потенциал, расширяющий возможности коммуникативных практик в обучении. В перспективном будущем колледжем планируется разработка приложения по мобильному лингафонному кабинету.
Применение мобильных технологий повышает эффективность и качество обучения, вызывает у обучающихся повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к свежей информации, осуществления “диалога” с источником знаний, экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации. Более того, смартфоны возможно использовать на всех этапах урока: при проверке домашнего задания, актуализации знаний, освоении нового материала, закреплении.
Тем не менее, организации образования остаются крайне консервативным институтом. Система образования нечувствительна к быстро меняющимся технологиям, использование только традиционных методик и игнорирование новых существенно тормозит процесс модернизации. Отказ от полезных возможностей мобильных устройств влияет на три важнейших аспекта жизни обучающихся:
-страдают отношения обучающихся и педагогов, студенты меньше хотят учиться. Запреты на смартфоны, по сути, демонстрируют отрыв организации образования от реальности, нежелание вести диалог с обучающимися. Студенты, со своей стороны, привыкают игнорировать правила внутреннего распорядка колледжа.
– инновации в образовании пробуксовывают.
– образование медленнее меняется к лучшему [5, с.1].
В XXI веке, по словам Президента Н. Назарбаева, ключевым приоритетом образовательных программ должно стать развитие способности к постоянной адаптации к изменениям и усвоению новых знаний [1], а содержательность обучения должна гармонично дополняться современным техническим сопровождением. Использование мобильных приложений согласовывается с принципом доступности обучения, выдвинутым казахстанским педагогом М. Жумабаевым почти сто лет назад.
Список литературы:
- Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 5 октября 2018 г. «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни».
- Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 10 января 2018 г. «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции».
- Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г. «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее».
- Королева Д. О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе. // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 205-224.
- Поливанова К.Н., Королева Д.О. Как смартфон помогает учиться. // https://iq.hse.ru/news/201190162.html
- Поливанова К.Н., Королева Д.О. Социальные сети как новая практика развития городских подростков //Вестник РГНФ. 2016. №1 https://publications.hse.ru
Методист Мурзабекова А.Б.