ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ, КАК ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ФОРМИРУЮЩИХ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
Современный урок- это прежде всего урок,
на котором учитель умело использует все возможности
для развития личности ученика,
её активного умственного роста,
глубокого и осмысленного усвоения знаний,
для формирования её нравственных основ.
Конаржевский Ю.А.
Современные педагогические технологии помогают эффективно организовать работу на уроке, способствуют повышению качества знаний.
На занятиях по электротехнике я применяю проблемного обучения, как эффективность внедрения современных технологий, формирующих компетентностный подход.
Проблемный подход к обучению берет свое начало еще со времен Сократа.
В педагогике теория проблемного обучения разрабатывается с середины 50-х годов XX столетия. Сегодня теория проблемного обучения – достаточно глубоко разработанная и стройная отрасль педагогической науки.
Интерес и потребность в проблемном обучении связаны с научно-техническим прогрессом. Вторая половина XX века – это эпоха четвертой в истории человечества научно-технической революции: меняются технологии производства (автоматизация, биотехнология), транспорт, связь, развиваются космические исследования, найдены новые виды энергии (атомная, термоядерная) и т.п. НТР и социальный прогресс все настойчивее требуют, чтобы образование формировало свойства творческой личности, способной к созидательной деятельности в изменившихся условиях существования.
Какая же деятельность считается творческой?
Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке, инсайту, “ага-реакции”. Эти способности в определенной мере и развивает проблемное обучение.
Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию.
Проблемность как принцип обучения – это дидактический принцип, который начинает утверждаться в практической методике обучения. Суть его в следующем: при организации процесса обучения содержание учебного материала не преподноситься студентам в готовом для запоминания виде, а дается в составе проблемной задачи как неизвестное искомое. Какие условия надо соблюдать, чтобы создавать проблемные занятия на практических занятиях:
1. Преподаватель дает студентам проблемное задание, выполняя которое, они должны получить новые знания или способы действий, которые
надлежит усвоить по данной теме.
2. Предлагаемое студентам проблемное задание должно соответствовать их интеллектуальным возможностям, т.е. быть достаточно трудным, но разрешимым.
3. При предъявлении проблемного задания преподаватель должен учитывать реальный уровень знаний студентов.
4. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания, которые должны ставить студентов в проблемные ситуации.
5. Если студенты не смогли разобраться с проблемной ситуацией, то преподаватель должен сформулировать возникшую проблемную ситуацию и тем самым как бы зафиксировать ее, указать причины невыполнения задания и приступить к объяснению материала, необходимого для его решения.
И так, мы выделили основные условия, которые должны соблюдаться при создании проблемной ситуации на занятии. Все они являются руководством к действию для преподавателя при использовании им методов проблемного обучения.
Преподаватель создает проблемную ситуацию, направляет студентов на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, студент становится в позицию своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от преподавателя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода, т.е. совместная деятельность.
Проблемная ситуация специально создается преподавателем путем применения особых методических приемов:
– преподаватель подводит студентов к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
– сталкивает противоречия теории и практической деятельности;
– излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
– предлагает рассмотреть явление с различных позиций;
– ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;
– определяет проблемные теоретические и практические задания;
– ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).
В зависимости от уровня активности и успеваемости студентов ставятся разные по сложности проблемные задачи и ситуации.
Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут сильно различаться в зависимости от возрастных и ндивидуальных особенностей учащихся, от степени их обученности методам проблемного обучения и т.д.
На практических занятиях преподаватель ставит перед студентами задачу по анализу данной темы, но не формулирует проблему, которая была перед этим выявлена на лекции. Студенты на основе исходной информации и поставленной перед ними проблемной ситуации по результатам исследования находят решение, пишут свои выводы, которые потом при сдаче их защищают. Здесь возможна и совместная деятельность студента и преподавателя.
выглядит следующим образом:
Цель урока: знание.
Этап урока: введение.
Творческие звенья деятельности учащихся:
постановка учебной проблемы – формулирование вопроса или темы урока;
поиск решения – открытие субъективно нового знания.
Этап урока:воспроизведение.
Творческие звенья деятельности учащихся:
выражение решения – выражение нового знания в доступной форме;
реализация продукта – представление продукта преподавателя группе.
Существует 2 типа проблемных ситуаций:
• Проблемная ситуация с удивлением;
• Проблемная ситуация с затруднением.
Приемы создания проблемных ситуаций
Тип противоречия |
Приемы создания проблемной ситуации |
I. Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением” |
|
Между двумя (или более) положениями |
Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания |
Между житейским представлением обучающихся и научным фактом |
Прием 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания “на ошибку”. Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности |
II. Проблемные ситуации, возникшие “с затруднением |
|
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя |
Прием 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Прием 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. Прием 6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено |
Каждый тип предполагает определённые приёмы создания проблемной ситуации.
Тип проблемной ситуации: с удивлением.
Тип противоречия: между двумя (или более) положениями.
Приёмы создания проблемной ситуации:
1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
Вывод:
Социально-культурные требования к личности в современном мире вызывают необходимость развивать индивидуальность, адаптируемость обучающегося, личностный потенциал, способность самостоятельно решать и предупреждать жизненные проблемы.
Применение технология проблемного обучения на занятиях имеет следующие преимущества:
• Создаёт возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности;
• Развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления;
• Нацелена на формирование универсальных учебных действий;
• Обеспечивает прочность приобретаемых знаний, так как они добываются в самостоятельной деятельности.
Таким образом, технология проблемного обучения оптимально соответствует современным целям
Атамбекова Рысалды Сагидукасовна
образования и требованиям общества к обучению современного поколения.