Организация рефлексии на уроке и развитие навыков рефлексии
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Особенно актуальной является рефлексия для дистанционных форм обучения, когда обучающийся и преподаватель разделены пространством. В этом случае в рефлексии обучающийся представляет механизм самопознания своей деятельности, который поможет не только ему, но и дистанционному педагогу наблюдать за ходом обучения. Рефлексия связана с очень важным действием – целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей.
Алгоритм групповой рефлексии
- Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
- делало её более эффективной
- тормозило выполнение задания
- не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе
- На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
- обмен информацией
- взаимодействие
- взаимопонимание
- были равномерно задействованы все уровни
- Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?
- недостаток информации
- недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)
- трудности в общении
- Какой стиль общения преобладал в работе?
- ориентированный на человека
- ориентированный на выполнение задания
- Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
- в группе сохранилось единство и партнерские отношения
- единство группы в ходе работы было нарушено
- Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
- лидер, выдвинувшийся в ходе работы
- нежелание наладить контакт большинства участников группы
- непонимание задачи, поставленной для совместной работы
- сама задача оказалась неинтересной, трудной
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация (см. таблицу №2):
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния
- Рефлексия деятельности
- Рефлексия содержания учебного материала
Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:
1 этап – анализ своего настроения
– анализ своих успехов
2 этап – ежедневный самоанализ (ведение рефлексивного дневника)
3 этап – анализ работы одноклассников
4 этап – анализ работы группы как своей, так и других.