ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ социально-психологической службы
1.Диагностическое направление.
Задачи:– составление социально-психологического портрета обучающегося; – определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии.
2.Коррекционно-развивающее направление.
Задачи: – разработка и осуществление рекомендаций и программ коррекционно-развивающей работы со студентами; – оказание помощи во время адаптационного периода студентам первого и второго курсов; – оказание помощи в социальном росте личности студентов.
3.Социально-психологическое консультирование.
Цель: Оказание помощи студентам в самостоятельном решении возникших проблем, выявленных в процессе психодиагностики.
4.Социально-психологическое просвещение.
Задачи: – популяризировать и разъяснять результаты новейших социально-психологических исследований; – знакомить студентов с основами самопознания; – достичь понимания и необходимости социально-психологической службы в учреждении.
5.Социально-психологическая профилактика.
Задачи: – осуществление мониторинга за соблюдением социально-психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития и формирования личности студентов; – предупреждение возможных отклонений; – создание благоприятного климата для развития и становления личности студентов.
6.Научно-методическое направление.
Задачи: – разработка и осуществление программ психологического сопровождения студентов; – подготовка материалов для участия в научно-практических конференциях, семинарах, методических объединениях, заседаниях кафедр.
ФОРМЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
– проведение диагностических методик, анкет, бесед, интервью;
– адресная социально-психологическая помощь по запросам и необходимости, тренинговые занятия, классные часы, индивидуальные и групповые занятия;
– индивидуальные и групповые консультации, интегративная работа;
– проведение социально-психологических семинаров, лекций, участие в педсоветах, в научно-практических конференциях, на заседаниях ЦМК кураторов.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Правило первое. Уметь слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребенка при этом, не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт.
Правило второе. Уметь слушать своего ребенка так, как вам бы хотелось, чтоб говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость и хамство.
Правило третье. Наказывать, не унижая, а сохраняя достоинство ребенка, вселяя надежду на исправление.
Правило четвертое. Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители – пример для положительного подражания каждый день.
Правило пятое. Признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.
СВОД ЗАКОНОВ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА
Закон 1. Поздно предъявлять требования и налагать запреты в осознанном возрасте. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.
Закон 2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
Закон 3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Закон 4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.
Закон 5. Запреты и требования должны ребенку разъясняться.
Закон 6. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.
МУДРЫЕ СЛОВА ПОДРОСТКАМ
1. Не бойся делать то, что не умеешь и чему тебя не учили. Дилетант строил Ноев ковчег, а «Титаник» строили высококвалифицированные профессионалы! Это не аналогия.
2. Упал – начни с начала.
3. Без веры в себя нельзя быть сильным. Но вера в себя считается в обществе чем-то нескромным. Уладить это противоречие – одна из труднейших задач человека и его жизни.
4. В поисках истины свойственно ошибаться!
5. Нет никого в этой жизни, кто бы достиг состояния, освобождающего его от необходимости трудиться.
6. Новые шансы даются под видом неприятностей. Не упусти их!
7. Пока ты недоволен жизнью, она проходит мимо.
8. Если прислушаться к самому себе – можно услышать других.
9. Не бывает безвыходных ситуаций! Бывают только ситуации, выход из которых нас не устраивает.
10. Если человек говорит, что у него нет проблем, стоит проверить его пульс.
11. Всем людям свойственно ошибаться!
МУДРЫЕ МЫСЛИ
• Дети редко слушают взрослых, но всегда берут с них пример.
• Зрелость – это не отсутствие проблем, а умение их успешно решать и отвечать за их последствия.
• Можно иметь свою точку зрения, но не стоит на неё садиться.
• Собственный опыт дорог, чужой – бесценен.
• Умный человек не совершает все ошибки в одиночку, он и другим даёт шанс.
ЗАПОВЕДИ РОДИТЕЛЯМ ЯНУША КОРЧАКА
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты , или таким, каким ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.