Панорама мыслей
Цель: способствовать систематизации знаний и получению представлений о роли педагога в развитии познавательного интереса через участие в активных процессах поисково-познавательной деятельности.
Задачи:
Обобщить и систематизировать теоретические положения о познавательном интересе как основном среди других мотивов обучения.
Определить, в чём состоит стимулирующая роль педагога при развитии познавательного интереса у обучающихся.
Используя практический опыт педагогов, познакомить с приёмами формирования познавательного интереса.
Функции панорамы мыслей:
информационные, мотивационно-целевые, коммуникационные.
Форма проведения: доклад с обсуждением, деловая игра.
Каждый учитель имеет возможность высказать своё мнение, обосновать его, услышать мнение коллег.
Рефлексия:
Тема выступления: «Теоретические аспекты познавательного интереса как основного среди других мотивов обучения»
Активность обучающихся в обучении находит проявление в их отношении к познавательной деятельности:
Самостоятельность обучающихся связана с инициативой в определении объекта, способов деятельности без участия взрослых и помощи со стороны, что требует определённой активности. Поэтому познавательная активность и самостоятельность неразрывны, их трудно обособить. Источником познавательного интереса и самостоятельности являются потребности обучающихся в приобретении знаний, овладении способами учебно-познавательной деятельности, в самоутверждении, самовыражении и т. п. Удовлетворение одних потребностей ведет к возникновению новых
Одной из главных причин понижения успехов в учебе является недостаточная теоретическая разработанность стимулирования учебной деятельности обучающихся, скудный арсенал используемых стимулов во время урока, формирующих мотивацию успеха.
Педагогическое стимулирование понимается педагогами как поощрение деятельности обучающихся, дающее возможность проявить себя с лучшей стороны, как создание условий, при которых обучающихся работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением, как своевременная оценка деятельности обучающегося.
Мотивационная сфера личности проявляется в учебном процессе через совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, целей, установок, обуславливающих проявление учебной активности и стремление участвовать в студенческой жизни.
Для того чтобы процесс формирования познавательной мотивации проходил успешно, педагог решает следующие задачи:
Каждый педагог сталкивается с такой проблемой, как отсутствие интереса у некоторых обучающихся к учебной деятельности.
Причины снижения уровня мотивации.
– Отношение обучающегося к педагогу.
– Отношение педагога к обучающемуся.
– Личная значимость предмета.
– Умственное развитие обучающегося .
– Продуктивность учебной деятельности.
– Непонимание цели учения.
– Страх перед учебным заведением.
Как организовать учебную деятельность, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира?
Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучаемого является игровой характер учебно-познавательной деятельности.
Обучающая игра имеет важную закономерность: первоначальная заинтересованность внешней стороной явлений постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути.
Многочисленными исследованиями доказано, что познавательный интерес стимулирует волю и внимание, помогает более лёгкому и прочному запоминанию. Познавательный интерес является связующим звеном для решения триединой задачи обучения, умственного развития и воспитания личности. Познавательный интерес связан не только с интеллектуальной, волевой или эмоциональной сферой личности; это их сложное сплетение.
Условия, способствующие развитию познавательного интереса обучающихся:
1. Организация обучения таким образом, при которой обучающийся вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает задачи проблемного характера.
2. Понимание обучающихся нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
3. Связь нового материала с усвоенными раньше знаниями, с интересами, уже существовавшими у обучающихся.
4. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
5. Чем чаще проверяется и оценивается работа обучающихся (в том числе им самим, обучающими устройствами), тем интереснее ему работать.
Способы проверки знаний: работа в парах, с взаимопроверкой, с помощью “сигнальных знаков”, рассказ домашнего задания друг другу, хоровые ответы на несложные вопросы. Когда обучающийся работает у доски, группе даётся задание – внимательно слушать и подготовить рецензию на ответ или оценку ответа; “метод закрытой доски” – обучающийся работает за отвёрнутой доской с последующим сравнением решения с группой и многое другое.
Важна также психосберегающая оценка ответа обучающегося. Это означает оценивание конкретного ответа без перехода на личность ребёнка. Кроме того, сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем – недостатки. Мягкой формой оценки неудачи является фраза «было бы лучше, если…», «по моему мнению, надо было бы…».
6. Психологическая атмосфера урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия, тактичное использование юмора, принятие своих обучающихся независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое приятие учеников: приветствие, проявление внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком.
7. Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.
8. В обучении должны создаваться возможности для творчества, необходима дифференциация обучения.
9. Создание на уроке ситуации успеха. Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания.
На сегодняшнем педсовете мы рассмотрим основные направления в развитии познавательного интереса через их участие в активных процессах поисково-познавательной деятельности.
В современных условиях педагог призван постоянно заботиться о повышении качества знаний и развитии познавательной активности обучающихся.
Тема выступления «Развитие познавательного интереса подростков»
Задача преподавателей поддерживать стремление обучающихся быть успешным в учёбе, общественных делах в колледже, помогать ему овладеть самостоятельными видами познавательной деятельности, методами адекватной самооценки и самоконтроля в познавательной и социальной деятельности, развивать у него коммуникативные умения.
На данном этапе каждый педагог должен строить работу исходя из образовательных и воспитательных задач своего предмета. А для этого нужно использовать как традиционные технологии преподавания, так и нетрадиционные.
Нам порой трудно признаться себе, что наши уроки бывают неинтересными, хотя это очевидно. Обучение должно вести за собой развитие, но иногда развитие делает скачок, а обучение отстает от него. Тогда процесс обучения не обеспечивает познавательную мотивацию и воспринимается как психологическое переживание.
Важнейший источник активности обучающегося в учебном процессе – его интерес, один из наиболее эффективных и мощных побудителей внимания. Пробуждение интереса означает пробуждения внимания. Что же способствует возникновению интереса, это, прежде всего:
Степень интереса в деятельности обучающегося в огромной мере зависит от качества его знаний и от уровня овладения способами умственной деятельности. «Сначала должны выучить ребенка учиться, а потом уже поручить это дело ему самому», – отмечал К. Д. Ушинский.
Способов стимулирования познават6ельной деятельности довольно много.
Тема выступления «Стимулирование познавательной деятельности как средство самореализации»
Несформированность учебных умений и навыков, малоэффективные способы учебной деятельности, низкий уровень познавательного интереса – вследствие всего этого и может возникнуть у обучающихся неумение самостоятельно анализировать нестандартные задачи, поверхностное усвоение новой информации, как результат – снижается интеллектуальное развитие выпускников.
За время обучения обучающиеся должны полностью овладеть методами познания мира, самоопределиться в личностном самосовершенствовании, познавательной деятельности, профессиональном продолжении дальнейшего обучения, научиться самоуправлению и самоорганизации в процессах познания, в доброжелательном отношении к окружающим.
В связи с этим изменяется роль педагога в учебном процессе. В его функции входит создание условий для возникновения познавательной деятельности обучающихся. А это значит, педагогу надо уметь организовать и ненавязчиво управлять познавательной деятельностью обучающихся, всё реже самостоятельно и единолично контролировать и оценивать ее результаты, всё чаще – передоверять это делать самим старшеклассникам.
Сегодня становится очевидным, что именно гуманитарное образование в первую очередь формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире, в информационном обществе, учит человека современным формам общения, развивает способность осваивать информацию и принимать эффективные решения.