ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Процесс воспитания предполагает сознательное и целенаправленное воздействие на личность, целеустремленную организацию ее деятельности. В результате социально-необходимые требования общества превращаются во внутренние стимулы поведения.
В процессе воспитания важно одновременно формировать сознание, развивать чувства и вырабатывать навыки и привычки поведения. Это достигается при условии систематического и планомерного воздействия на интеллектуальную сферу воспитанников (на их сознание), эмоциональную сферу (на их эмоции, чувства) и волевую сферу (на их действия и поведение). Если выпадает хотя бы один из этих компонентов, воспитание не достигает своей цели: оно приобретает односторонний характер. Поэтому одно из требований процесса к воспитанию – всесторонность воздействия на личность, одновременное воздействие на сознание, чувства и поведение.
Принципы воспитания это –исходные положения которые отражают наиболее общие требование к организации воспитательной работы.
Естественно мастер п/о будет руководствоваться теми принципами воспитания, которые выработаны в педагогике т.к. они связаны с общими закономерностями формирования личности, распространяемыми на все этапы ее развития. Однако, воспитательная работа мастера п/о имеет ряд особенностей, которые должны быть учтены при характеристике принципов его деятельности.
Рассмотрим их:
1) Принцип комплексного подхода к процессу воспитания. Под комплексным подходам к процессу воспитания следует понимать такую систему воспитания подрастающего поколения, которая обеспечивает всестороннее и гармоничное развитие каждой подрастающей личности. Необходимость осуществления такого подхода обусловлена целостностью и неделимостью объекта воспитания, комплексностью влияний, определяющих процесс формирования личности, и задач решаемых педагогами в процессе воспитательной работы.
Характеристика основных аспектов комплексного подхода:
Первое направление – это комплексный подход к основным направлениям воспитательной работы, т.е. воспитательный процесс может быть эффективным лишь в том случае, если в содержательном отношении он адекватен целям и задачам воспитания.
Второе направление – это комплексное использование форм и методов воспитательной работы. Особенно важно при этом сочетать индивидуальные и коллективные формы воздействия на личность.
Третье направление – это комплексный учет факторов влияющих на формирование личности. Особое значение при этом имеет руководство свободным временем, общением учащихся, изучение роли неформальных групп в формировании личности.
Четвертое направление в комплексном подходе – это обеспечение единства процесса воспитания и самовоспитания.
Совокупность принципов определяется целью и характером воспитания и конкретизируется целым рядом правил и рекомендаций.
На основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально – активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни, разрабатываются содержание и организационные формы воспитания.
К ведущим принципам организации воспитания необходимо отнести следующие:
– Принцип гуманистической направленности воспитания, предполагает отношение педагога к воспитанникам, определяемым ответственными субъектами, субъектами собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектных отношениях.
– Принцип природосообразности воспитания, исходящий из того, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультур процессов; что учащихся необходимо воспитывать сообразно их полу и возрасту, формировать у них ответственность за развитие самих себя, за экологические последствия их собственных действий и поведения.
– Принцип культуросообразности утверждает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях, строиться в соответствии с традициями и нормами национальной культуры и региональными особенностями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
– Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает оптимальное осуществление воспитания в системе образования в коллективах различного типа, что позволяет воспитанникам, расширить сферу общения создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом – формирует навыки социальной адаптации, самореализации.
– Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь ребенку, подростку, молодому человеку, в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении.
Исходя из понимания природы воспитания как формирования отношений воспитанника к окружающему миру, выделяют следующие принципы воспитания:
- Ориентация на ценностные отношения к основам жизни, достойной человека.
- Принцип субъективности. Согласно этому принципу педагог максимально содействует развитию способности обучающегося осознавать свое “Я” в связях с другими людьми и окружающим миром.
- Принцип воспитания и принятия воспитанника таким, каков он есть с целью стимулирования его дальнейшего развития. Принцип означает признание самоценности личности ребенка на данный момент его развития; сохранение по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, уважения, признания его личностью.
- Принцип единства, целостности и преемственности воспитательных воздействий.
- Принцип профессиональной направленности воспитания. Мастеру п/о необходимо исходить из того, что, во-первых, все обучающиеся определили свой профессиональный выбор и сориентированы на получение конкретной специальности.
- Принцип опоры на производительный труд. В воспитательной работе мастера п/о главной опорой является производительный труд. Вне производительного труда в принципе невозможно сформировать у юношей и девушек любовь к избранной профессии, обеспечить их профессиональное самоутверждение, выработать необходимые профессиональные качества.
Любая воспитательная работа должна начинаться с того, что педагог усваивает, осознает воспитательные функции, т.е. обязанности, виды деятельности, выполняемые в процессе формирования личности и ученического коллектива. Для определения основных воспитательных функций мастера п/о, необходимо брать те виды воспитательной работы, без выполнения которых процесс воспитания не может быть признан эффективным, следовательно, к основным воспитательным функциям мастера п/о относятся: целевой ориентации, диагностическая, планирования, мобилизационно-побудительная, коммуникативная, организаторская, формирующая, координации и коррекции, контрольно-оценочная и совершенствования. Реализация этих функций обеспечивает комплексность воспитательной работы и ее высокую эффективность.
Функцию целевой ориентации следует считать исходной в деятельности любого педагога.
Мастеру п/о необходимо четко представлять себе общую цель воспитания и соответствии с ней вырабатывать тактику своей работы. Функция целевой ориентации затрагивает все стороны воспитательного процесса т.е. любая воспитательная задача, любое мероприятие либо организуемая деятельность учащихся были бы целесообразными и необходимыми с позиции общих целей воспитания. Реализацию функции целевой ориентации не следует рассматривать как разовую работу, которая может быть выполнена одноактно. Это непрерывное уточнение, выверка и нахождение оптимальных путей достижения воспитательной цели.
Диагностическая функция – это изучение воспитанника: его индивидуально-психологические особенности, характер социального опыта, уровень воспитанности, ценностные ориентации и т.д. Вне реализации диагностической функции вообще немыслимо решение каких-либо воспитательных задач, по формированию личности на управляемой основе. Не осуществив диагностику качеств воспитанника и своих воспитательных возможностей, педагог не может правильно строить свою работу, обеспечить ее целенаправленность и планомерность.
В процессе общего, целевого и оперативного изучения учащихся мастера используют разнообразные методы: наблюдение, беседа, анализ производственной деятельности и продуктов труда, быта, документов и т.д.
Функция планирования – это одна из главных функций педагога. Планы бывают перспективные и текущие. И к тем и к другим предъявляются ряд требований, которые должны строго соблюдаться: целенаправленность, обоснованность, логичность, конкретность.
Мобилизационно- побудительная функция сущность ее заключается в следующем, прежде чем решать любые воспитательные задачи, необходимо установить готовность и способность ученика к правильному реагированию на педагогическое воздействие и формировать воспитательную мобильность личности.
Коммуникативная функция – сущность ее заключается установление правильных взаимоотношений педагога и воспитанника. Главное в коммуникативной функции – это формирование готовности учащихся к взаимодействию с педагогом. От нее в прямой зависимости находится проявление воспитательной мобильности личности, адекватность ее реагирование на воспитательные воздействия. Формирование контактного взаимодействия составляет сердцевину в реализации коммуникативной функции.
И так, функции образуют целостную систему в которой каждая из них – органически необходимый элемент, и отсутствие любого элемента приведет к нарушению функционирования системы. Поэтому воспитательная функция мастера может быть эффективной, если в ней реализуется комплекс функций.
Мастер производственного обучения Попкова Н.В.