Профессионально-техническому образованию 80 лет
Во все времена люди признавали, что престижным может стать практически любое занятие – все зависит от того, как человек будет работать, ведь у каждой профессии есть своя специфика, свои ценности и свои герои. И, конечно же, практически у каждой профессии есть свой праздничный день – собственный профессиональный праздник – один из поводов собраться вместе и ощутить значимость и важность выполняемой работы.
Профессиональное образование- начало становления с Древней Руси. Многочисленные археологические находки неопровержимо свидетельствуют, что в Древней Руси было превосходно налажено производство различных предметов обихода, оружия, одежды, украшений и т.д. А о наиболее талантливых древнерусских мастерах слагались былины и передавались сведения в летописях
Однако настоящее становление профессионального образования пришлось на времена царствования Петра І, который отводил образованию роль одной важнейших опор государственной политики. А вот настоящий расцвет профессионального образования, это конец 19 – начало 20 века. Он был уверен, что русские мастера могут изготавливать все необходимое для полноценного развития российской державы.
Первая ремесленная школа называлась «Школа навигационных и математических наук.» В период с 1701 по 1721 года были открыты медицинская, артиллерийская и инженерная школы в Москве, морская академия и инженерная школа в Петербурге. Петровская школьная реформа была направлена, в первую очередь, на получение подростками профессиональных знаний и технической грамотности.
Система профессионального образования менялась и совершенствовалась. В Советском Союзе были созданы школы фабрично-заводского
ученичества (ФЗУ, учеников системы фабзавуча ласково называли «фабзайчатами»). ФЗУ существовали с 1920 по 1940 год
Днем рождения системы профессионально-технического образования стало 2 октября 1940 года, когда был принят указ Президиума Верхового Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР», которым были определены три типа училищ: ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения. Эти училища были созданы в кратчайшие сроки. Приём в них проводился путём призыва (мобилизации), а также в порядке добровольного набора молодёжи.
На протяжении 1959-1963 годов школы ФЗО и профессионально-технические учебные заведения, созданные по системе ГТР СССР, были преобразованы в профессионально-технические училища (ПТУ), срок обучения в которых зависел от сложности специализации (от одного года до трех лет).
Следующим этапом развития системы ПТО (1969 год) явилось преобразование профтехучилищ в учебные заведения со сроком обучения 3 – 4 года для подготовки квалифицированных рабочих со средним образованием из числа молодежи, окончившей восьмилетние общеобразовательные школы.
На ХIII съезде Коммунистической партии республики Казахстана, состоявшемся в феврале 1971 года, подчеркивалось: «Важно и впредь расширять сеть профтехучилищ, укреплять их учебно-производственную базу, больше готовить механизаторских кадров. Всемерно улучшать учебно-воспитательный процесс, формировать достойное пополнение рабочего класса это главное в работе системы профессионально-технического образования.
По инициативе Первого Президента Казахстана – Елбасы Нурсултана Назарбаева в стране был начат процесс модернизации системы технического и профессионального образования для того, чтобы государство получало эффективных и конкурентоспособных специалистов.
Как развивалось техническое и профессиональное образование в Казахстане
В 1996 году сельские профессионально-технические училища (СПТУ), которые появились в 1959-м при СССР, были преобразованы в профессионально-техническое школы (ПТШ), так как слово “школы” сохраняли все льготы (питание, стипендии, обмундирование).
В 2000 году ПТШ преобразовали в Профессиональную школу, а с 2012 года все бывшие училища – в колледжи, чтобы поднять имидж обучающихся в училищах.
В 2017-м был запущен проект “Бесплатное ТиПО” с мерами по подготовке кадров, отраженными в Госпрограмме развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 -2021 годы “Енбек”.
Сколько людей ежегодно выпускаются по программе ТиПО
По сравнению с 1991 годом (693 единицы) сеть организаций ТиПО увеличилась на 128 единиц, в 2019-м составила 821 колледжей, из них 479 – государственных, 342 – частных.
Ежегодно выпускаются около 150 тысяч человек по 15 направлениям отраслей экономики. Трудоустройство выпускников по данным Национальной образовательной базы данных (НОБД) составляет 72%.
К 2022 году все организации образования будут подключены к Единой информационной системе профориентации и карьеры.
В 2020 году профессионально-техническое образование празднует 80-летие. За это время система профтехобразования прошла непростой путь, и только благодаря кадрам и мудрому руководству смогла сохранить себя.
Уважаемые преподаватели и мастера производственного обучения, студенты колледжа и других образовательных организаций системы профтехобразования! Примите наши искренние поздравления с важным для всех нас праздником, который ещё раз напоминает о важности и необходимости подготовки квалифицированных технических кадров для всех сфер деятельности людей. Терпения вам, здоровья и благополучия!