Рекомендации социального педагога родителям по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
Рекомендации родителям по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании
В последние десятилетия употребление спиртных напитков все шире распространяется среди подростков, которые рассматривают спиртные напитки как непременный атрибут развлечений, а само распитие, как проявление мужественности и самостоятельности. Наиболее широко распространено среди подростков с девиантным поведением и несовершеннолетних правонарушителей. Как показывают результаты исследований, чем больше подростковая группа склонна к правонарушениям, тем активнее в ней процветает алкоголизм. У подростка, начинающего пить, большое значение имеют мотивы подражания, то есть подросток пьет не столько ради вызываемого алкоголем чувства эйфории и психического комфорта, сколько ради; любопытства.
Немаловажное значение при этом имеет повышенное стремление к самостоятельности, самоутверждению. Нередко пьянство у подростков служит проявлением оппозиции, эмансипации. Девочки, как правило, пьют тайком или в компании старших подростков. Для подростков характерны специфические формы опьянения: во-первых, вместо чувства эйфории и успокоенности проявляется злобность, агрессивность, сопровождаемые противоправными поступками и даже суицидальным поведением; во-вторых, на фоне двигательной расслабленности вдруг отмечается непрогнозируемое, импульсивное поведение; в-третьих, даже после приема небольших доз алкоголя наступает глубокое оглушение, доходящее порой до ступора. В процессе алкоголизации подростки быстро теряют и так нестойкий интерес к учебе. Употребление спиртных напитков обычно сопровождается пропусками уроков без уважительных причин, уходами из дома, бродяжничеством, правонарушениями. Социальные факторы, способствующие формированию пьянства и алкоголизма у подростков: — бытовые традиции народа; — социальный статус подростка (семейное положение, материальная обеспеченность, образ жизни); — этническая и религиозная принадлежность; — влияние ближайшего окружения (семья, товарищи, тусовка). По некоторым данным, более чем в 75 % случаев приобщение детей и подростков к спиртным напиткам происходит в семье, под влиянием родителей и близких родственников.
Если в семье подростку разрешено пить, то алкоголизм у него развивается примерно в 9 раз чаще, чем там, где употребление алкоголя детьми считается недопустимым. К психологическим факторам относят личностные особенности, для которых характерны: — резкие колебания настроения; — неустойчивость интересов; — чувствительность; — повышенная рефлексия и склонность к самоанализу; — излишняя самоуверенность; — переоценка своих возможностей; — одновременное проявление полярных качеств психики (самоуверенность и легкая ранимость, развязность и застенчивость, нежность и жестокость и др.).
К биологическим факторам (врожденным и приобретенным) относят: — нарушения процесса обмена веществ; — расстройства эндокринной системы; — неполноценность высших отделов центральной нервной системы; — патология характера; — некоторые психические болезни. Исследователями накоплен большой фактический материал, свидетельствующий о том, что дети, рожденные в семьях пьющих родителей, более подвержены алкоголизации, нежели дети здоровых родителей. Но нет достаточных оснований для утверждения, что алкоголизм — наследственная болезнь. Наследуется скорее не сам алкоголизм, а характерологические и биологические особенности личности, способствующие его развитию.