Семинар-практикум «Триединая цель урока»
«Кто не видит конечной цели,
очень удивляется, придя не туда»
Марк Твен
Цель: расширить теоретические знания педагогов о целеполагании, системообразующем стержне учебного занятия – триединой цели; познавательном аспекте, развивающем аспекте, воспитательном аспекте. Усвоение педагогического положения, что эффективность учебного занятия определяется степенью адекватности конечного результата и триединой цели. Выработка практических навыков определения триединой цели по темам того или другого направления деятельности.
Добрый день, уважаемые коллеги! Наш семинар-практикум мне бы хотелось начать с притчи «Счастье в наследство»
Как-то шёл по дороге мудрец, любовался красотой мира и радовался жизни. Вдруг заметил он несчастного человека, сгорбившегося под непосильной ношей.
— Зачем ты обрекаешь себя на такие страдания? — спросил мудрец.
— Я страдаю для счастья своих детей и внуков, — ответил человек. — Мой прадед всю жизнь страдал для счастья деда, дед страдал для счастья моего отца, отец страдал для моего счастья, и я буду страдать всю свою жизнь, только чтобы мои дети и внуки стали счастливыми.
— А был ли хоть кто-то счастлив в твоей семье? — спросил мудрец.
— Нет, но мои дети и внуки обязательно будут счастливы! — ответил несчастный человек.
— Неграмотный не научит читать, а кроту не воспитать орла! — сказал мудрец. — Научись вначале сам быть счастливым, тогда и поймёшь, как сделать счастливыми своих детей и внуков.
-Думаю, вы согласитесь с этим высказыванием мудреца.
2) Деление на 2 группы (по желанию)
Обращение к эпиграфу. Обсуждают эпиграф занятия. Объясняют смысл.
– Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить?
«Мозговой штурм».
– Для чего мы ставим цели урока?
План урока – самый главный инструмент, с которым преподаватель идет на урок. Планирование начинается с целей и задач урока. Как преподаватели ставят цели к своим урокам? Цель урока – это заранее запланированный результат, который должен быть достигнут не только преподавателем, но и учащимися в конце урока по завершении изучения темы, главы или раздела. В цели урока, ориентированной на обучающегося, формулируется ключевой результат, к которому должны стремиться учащиеся под руководством учителя.
Всем известно, что постановка целей – не самый любимый этап в деятельности педагога по подготовке к уроку. Чаще преподаватель, готовясь к уроку, обращается к ресурсам Интернет для того, чтобы грамотно сформулировать цели урока. При этом он не задумывается над тем, что цели должны быть определены конкретным преподавателем для конкретной группы. И чужие цели в этом случае вряд ли подойдут. Не надо думать, что это лишняя трата времени урока. Этап целеполагания – основополагающий на уроке, так позволяет преподавателю видеть план и результат своего воздействия на умы учеников. Занимает 2-3 минуты на уроке опытных преподавателей.
Ключевые идеи
Под целью в образовании понимают идеальный, мысленно предвосхищаемый результат деятельности.
Урок как система
3)Урок как любая система должен иметь цель.
Таким образом цель урока – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы.
Целеполагание – это, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование.
Целеполагание – процесс формирования цели, процесс ее развертывания.
Целеосуществление – процесс, в ходе которого цель из внутренней цели человека (цель – внутренняя причина) переходит в свое следствие – в фактическое поведение человека, в ходе которого и формируется тот или иной конечный результат его деятельности.
Целеустремленность – осознанное и планомерное движение к поставленной цели.
Триединая цель учебного занятия – основа целесообразной деятельности педагогов и учащихся, это пусковой механизм учебного занятия.
Развивающий аспект складывается из нескольких блоков.
Развивающий аспект складывается из нескольких блоков.
Развитие речи.
речевое развитие – показатель |
интеллектуального развития учащихся общего развития учащихся |
Развитие мышления.
учить анализировать, учить выделять главное |
Овладение этими методами и означает умение мыслить |
учить сравнивать, учить строить аналогии |
|
обобщать и систематизировать |
|
доказывать и опровергать |
|
определять и объяснять понятия |
|
ставить и разрешать проблемы |
Развитие сенсорной сферы.
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект.
Взаимодействие учащихся с нравственными объектами на учебном занятии:
• “Другие люди”
• “Я” – отношение учащегося к самому себе.
• “Общество и коллектив”
• “Труд”
• “Родина”
Результат – это “объективно достигнутое состояние объекта, на которое было направлено целевое действие; продукт процесса или деятельности, направленной на реализацию цели с применением определенных средств”
Цели должны быть: реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы:
сформулированы продуктивно, т.е. «от обучающегося», с прогнозированием образовательного результата;
соотносимы с типом и содержанием урока;
личностно ориентированы;
воспитательные цели реализуются через 3 канала: содержание (текст упражнений, задач…), формы урока и личный пример преподавателя.
О том, насколько важен процесс формулирования целей урока преподавателем и согласование его с обучающимися, говорит следующая формула:
ФОРМУЛА РЕЗУЛЬТАТА:
ЦЕЛЬ Х СОДЕРЖАНИЕ = РЕЗУЛЬТАТ
0 Х СОДЕРЖАНИЕ = 0
ЦЕЛЬ Х 0 = 0
Работа в группах. Практическое задание. (5 минут).
Используя вспомогательную таблицу (Приложение 1) разработать цели урока. Каждой группе предлагается определенный тип урока. Определить предмет, тему урока. Разработать цели и ожидаемый результат урока. Представить этап целеполагания на уроке с участниками практикума («Ролевая игра»). (7 минут)
Выступление спикеров. Проиграть этап урока целеполагание.
Во время выступления спикера одной команды, другой команде дается задание: сделать анализ целей урока. (Приложение 2).
Подведение итогов.
8. Рефлексия. (2-3 минуты).