СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ М. ЖУМАБАЕВА
В условиях проведения Третьей модернизации наша страна должна выработать основные принципы обновления, которые могли бы позволить ответить на вызовы времени без утраты великой силы традиции, опираясь на национально-культурные корни. Масштабные преобразования, происходящие вокруг, дают Казахстану уникальный исторический шанс через обновление и новые идеи самим построить свое лучшее будущее, ориентированное на возрождение духовных ценностей казахстанцев с сохранением национальной идентичности.
Казахстанское образование как платформа реализации программной статьи президента РК Н. Назарбаева, опираясь на лучшие традиции, должна создать условия для формирования успешного казахстанца, обладающего набором качеств необходимых для адаптации в мировых процессах. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены.
Мы радуемся появлению каждого несправедливо забытого имени, и поэтому возвращение непревзойденного творческого наследия Магжана Жумабаева после многих десятилетий забвения, запрета и спустя полвека со дня гибели поэта является для нас замечательным событием. Летом 2018 года, прогрессивная казахская общественность, педагогическая интеллигенция и вся плеяда литературного и поэтического круга отметила 125-ю годовщину со дня рождения Магжана Жумабаева – поэта, прозаика, переводчика, педагога.
В современном мире, во времена преобразований социальной и духовной жизни общества, педагогические поиски М. Жумабаева привлекают актуальностью проблем обучения, воспитания подрастающего поколения, демократизации системы народного образования.
События в период жизни М. Жумбаева были действительно настолько грандиозны, разнообразны и в известном смысле противоречивы, а порой и неприемлемы, что прежние друзья и соратники оказывались по разные стороны баррикад. Особенно в решении важнейших вопросов, касавшихся судеб родного народа – это и советизация аулов, и раскулачивание баев, и размежевание границ, развитие национальной культуры, образования.
И, конечно же, многих выдающихся людей, того времени не могла не беспокоить проблема будущего нации, а значит, и воспитания детей. Характерно, что это – общее для Ш. Кудайбердиева, А. Байтурсынова, М. Дулатова, К. Аймаутова, М. Жумабаева. Все они учились у аульного муллы, закончили медресе, училища и семинарии, учили детей, занимались просветительской деятельностью, писали статьи по вопросам воспитания, учебные пособия.
М. Жумабаев тоже пишет ряд статей об образовании, готовит учебники для казахских школ. Но если Байтурсынов и Дулатов – одновременно и учителя его, и соратники – занялись решением проблем педагогики, (первый стал теоретиком, основоположником отечественного языкознания, другой одновременно писал и свой роман «Несчастная Джамал», и учебник по математике), то Жумабаев был основателем и директором учительских курсов, издал ряд методических пособий. Написанное им учебно-методическое пособие «Будь грамотным» в годы ликвидации безграмотности считалось одним из лучших.
В своей публицистической статье «Школа и основные направления ее развития» он пишет о том, что старая школа не давала детям знаний, не развивала в них творческие способности, воображение. Дети ограничивались затверживанием сур из Корана и имели очень смутное представление о явлениях окружающей среды, о мировой культуре.
Устроители новой школы, по мнению Жумабаева, должны непременно учитывать особенности национального характера казахов, их мировосприятия. Педагог, утверждал он, должен опираться на опыт прежних поколений, воспитывая уважение к великим сынам своего народа. В другой статье он ратует за изучение и проведение в школах народных праздников, бережное отношение к традициям, обрядам, обычаям народа. На его взгляд. Наурыз – это не религиозный праздник, а народный. Это праздник труда, который символизирует мечту народа о новой, лучшей жизни, передает богатый опыт предыдущих поколений, имеет огромное познавательное и воспитательное значение, несет несравнимый ни с чем эмоциональный заряд.
В 1922 году в Оренбурге выходит книга М. Жумабаева «Педагогика», которая и в наши дни является непревзойденным примером прекрасного учебника. Автор предисловия к первому изданию Жолдыбаев, восторженно отзываясь о книге, написал, что для казаха – это откровение, а сам Магжан напоминает пророка. И этот восторг не случаен. Трудно поверить, что это были первые шаги в отечественной издательской практике, настолько глубоко и полно в «Педагогике» рассматриваются вопросы физического и духовного развития, настолько профессионально и лаконично расположен весь материал.
С самых первых страниц учебника, говоря о воспитании ребенка в колыбели, Жумабаев опирается на лучшие традиции народной педагогики. «Баланы бастан» – этой поговорке соответствует русский эквивалент «Дитя воспитывай, пока он поперек лавки лежит».
Магжан приводит эту поговорку, которая как нельзя более точно определяет отношение народа к воспитанию детей. Ребенок – ивовый прутик. Как его согнешь, таким он вырастет. «Но если захочешь потом изменить положение ствола, можно сломать дерево», – говорит Жумабаев. Воспитывать ребенка нужно с колыбели, и тут все имеет значение.
Жумабаев пишет о необходимости формирования в ребенке умения трудиться, быть готовым к любым испытаниям. Об этом часто в своих выступлениях говорит и наш президент Н.Назарбаев «В любом обществе человека уважают за его труд». Ведь это один из основных «китов» народной педагогики, которая учила трудолюбию с малых лет – поначалу в семейных делах, но вырастал человек, и проверка его трудовой подготовки всегда была общественной.
В процессе воспитания, по убеждению М. Жумабаева, школа должна научить ребенка быстро решать все проблемы, находить выход из затруднительных ситуации. Очень большое значение он придает семье, ее морально-психологическому климату. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому», – так гласит казахская пословица. Воспитывать в семье нужно, прежде всего, примером. Ребенок очень быстро перенимает все привычки, и плохие, и хорошие. У вспыльчивых, неуравновешенных родителей, например, дети очень нервны, подвержены истерическим выходкам. В современном мире прилагаются совместные усилия организации образования и семьи по воспитанию и всестороннему развитию обучающихся.
В книге М. Жумабаева приводятся примеры сочетания преподавания с играми, изучения и использования в воспитательном процессе сокровищ устного народного творчества, национальных обычаев, традиций…
Когда читаешь проникновенные слова Магжана «Для народа нет ничего важнее и дороже языка», кажется, что он говорит с сегодняшней трибуны о наших проблемах. В силу этих причин книгу М. Жумабаева нельзя считать парадной исторической реликвией. Она должна стать настольной для учителя и ученика, ее с интересом прочтут и писатель, и читатель. У казахов крепка живая связь поколений. Старшие воспитывают в младших уважение к седине, стремление к справедливости, честности. Уважение к старшим у казахов не просто правила хорошего тона.
Издавна в казахской народной педагогике регулирование поведения человека играло важную роль во всех сферах общественной жизни. Регуляторами поведения человека являются моральные нормы, обычаи, традиции, общественное мнение. Не только родители, но и аксакалы аула и просто люди старшего возраста, порой и незнакомые, имели право требовать соблюдения морали, существующей в течении столетий. В этой сокровищнице житейской мудрости немало поучительного можно найти и педагогу, и воспитаннику.
Многие принципы, изложенные М. Жумабаевым, реализуются на уроках казахского языка и литературы, истории, самопознания и обществознания. В них прослеживаются и принцип сознательности и активности обучения, связи обучения с жизнью, доступности обучения, прочности усвоения знаний и природосообразности.
Педагогические методы М. Жумабаева очень важны в реализации духовно-нравственного образования.
1.Наглядность в обучении.
2.Рассказ-рассказывание.
3.Методика эмоциональных воздействий.
4.Ситуация затруднения.
5.Индивидуальный подход к учащимся.
Следуя наставлениям М. Жумабава, педагоги смело становятся на путь экспериментирования, в целях развития у обучающихся широкого круга знаний и развитие творческих сил, его инициативы и самостоятельности, становления его с активной позиции образования.
Учебник, написанный поэтом, конечно же, трудно назвать только учебником. Так богата и разнообразна сфера тех вопросов, которые затрагивает автор, так широко и многосторонне освещаются попутно и проблемы социальные, и литературоведческие разработки по вопросам воспитания. Но это нельзя считать отклонением от научной темы, ведь задача автора была, как можно шире осветить животрепещущие вопросы того времени. М. Жумабаев ясно и четко видит перспективу воспитания человека нового общества, прежде всего в неотрывной связи с опытом народной педагогики. И в этом огромное значение данной книги и на будущие времена.
В настоящее время идеи М. Жумабева созвучны с современным отечественным образованием, в котором одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина Казахстана. Исходя из определения современного воспитательного идеала – высоконравственного, творческого, компетентного гражданина своей страны, становления человека, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа.
Преподаватель казахского языка и литературы Шыныбекова А.Б.